За последнее десятилетие Индия, успешно идя по пути модернизации своей экономики, буквально 'ворвалась' на сцену международной политики в качестве влиятельного игрока. В настоящий момент мир с удивлением начал открывать для себя это динамично развивающееся государство, жизнь в котором зачастую отличается от сложившихся у нас стереотипов. Корреспондент 'РВ' побеседовал об этой удивительной стране, ее внутренней и внешней политике с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Индии Вячеславом Ивановичем Трубниковым.
- Вячеслав Иванович, как известно, дипломатия достаточно консервативная сфера деятельности. Так легко ли быть дипломатом? Ведь вам приходилось заниматься внешнеполитической деятельностью и в советское время. По вашему мнению, сохранилась ли преемственность? В чем различия советской и российской внешней политики?
- В вашем одном вопросе содержатся сразу несколько важных и интересных вопросов, которые требуют большого развернутого ответа. Постараюсь, однако, быть предельно кратким.
Если говорить о дипломатии, то, на мой взгляд, это - явление не консервативное, а скорее наоборот - достаточно гибкое. Это, как принято говорить, 'искусство возможного'. И в этой связи, конечно, любой дипломат обязательно должен в своей работе ориентироваться на принципиальные позиции, установки политического руководства страны и очень четко понимать, в чем заключаются национальные интересы государства, которое он представляет.
Безусловно, дипломат должен творчески подходить к любой беседе с партнером, 'чувствовать' его, понимать и распознавать те цели и задачи, которые стоят перед страной, представителем которой он является. Это очень важно для того, чтобы всегда стремиться найти такое решение любой сложной международной проблемы, которое удовлетворило бы обе стороны. Победителей и побежденных в ходе переговоров и дипломатических дискуссий быть не может. Поэтому дипломат должен четко определить те границы, в рамках которых можно реализовать национальные интересы своей страны без ущерба для партнера. Вот, в целом, это и есть сущность профессии дипломата.
Что касается преемственности работы, то, безусловно, она присутствует. Но есть и принципиальные отличия. Советская дипломатия была дипломатией очень большой страны, включавшей в себя 15 союзных республик. А теперь каждая из них осуществляет самостоятельный внешнеполитический курс, то есть партнеров у России добавилось. Сегодня вошли в оборот такие понятия, как 'ближнее зарубежье' и 'дальнее зарубежье', хотя особой разницы, на мой взгляд, здесь нет.
Другое дело, что все бывшие советские республики являются теперь нашими соседями, и это явление породило новые проблемы, которых раньше не было. Это, в частности, делимитация границ, в отдельных случаях стоит вопрос об их демаркации. Поскольку границы с некоторыми из бывших советских республик достаточно 'прозрачны', это в определенной степени способствует сохранению прежних связей. С другой стороны, однако, 'прозрачность' границ осложняет задачу обеспечения безопасности территории Российской Федерации.
В то же время хочу подчеркнуть, что принципиальной разницы в подходах Российской Федерации и СССР к вопросам мира и международного права, в общем-то, нет. Но если Советский Союз осуществлял свой внешнеполитический курс в условиях существования двух идеологически враждебных лагерей, то сегодня уже нет того барьера, разделявшего мир, и с быстрым технологическим прогрессом ускорился процесс глобализации, который имеет как позитивные, так и негативные стороны. Поэтому, естественно, задача российской дипломатии - в своих связях с внешним миром максимально использовать позитивный потенциал глобализации и свести к минимуму ее отрицательные для России последствия.
Со времени падения Берлинской стены произошли кардинальные изменения в мире. В частности, 'канул в Лету' Варшавский Договор, а бывшие союзники поспешили стать (или стремятся стать) членами НАТО, что, естественно, не могло не изменить наши отношения с бывшими восточноевропейскими союзниками. Более того, например, возможное появление в Польше и Чехии в непосредственной близости от российских границ элементов американской ПРО не сделает мир более устойчивым, а наоборот, привнесет больше сложностей, потенциальных опасностей и угроз, нежели в условиях раздела мира на два полюса, когда все было более или менее определенно.
Самым страшным из новых вызовов и угроз, с которыми сегодня сталкивается человечество, я бы назвал терроризм. И осознание огромной опасности от этой 'чумы ХХI века' объединяет большинство государств и способствует их сплочению. Вот здесь мне и видятся определенные новые черты в российской дипломатии, когда мы вместе с нашими прежними идеологическими противниками боремся против терроризма, наркотрафика, как и целого ряда других новых вызовов и угроз.
К сожалению, мир спокойнее не стал. Более того, он сегодня все менее предсказуем, что обуславливает новые задачи российской дипломатии. А именно - уметь найти такие пути решения проблем, которые удовлетворяли бы не только интересы Российской Федерации, но и ее партнеров по созданию архитектуры нового миропорядка. Вот это и является основной, главной задачей, с которой приходится сталкиваться российской дипломатии. Вот здесь я и вижу ключевое, принципиальное различие между дипломатией российского и советского периодов.
- Советско-индийские отношения всегда были дружественными и даже союзническими. Существует ли возможность и каковы перспективы сохранения духа этой дружбы в будущем? И в этой связи еще вопрос. Если ранее СССР строил отношения с Индией с позиции 'старшего брата', то как развиваются сегодня российско-индийские отношения?
- Безусловно, Индия является нашим давним, испытанным и надежным другом и партнером. В апреле этого года мы отметили 60 лет установления дипломатических отношений. За этот период мы проделали огромный путь в укреплении наших всесторонних связей. Но сегодняшний день диктует нам такие подходы к развитию двухсторонних отношений, которые определяются очень важным термином 'стратегическое партнерство'. Это задача не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Это задача на долгие годы и десятилетия вперед. Именно этими категориями мы сегодня должны руководствоваться, выстраивая наши отношения с Индией.
К сожалению, синдром 'старшего брата' порой все еще сохраняется в сознании тех людей, которые работают на российско-индийском направлении. Все еще бытует ошибочное мнение об Индии как о стране только слонов, обезьян, крокодилов, змей, нищеты, попрошаек, цунами, наводнений, засух и, более того, как о стране, которая нуждается в помощи. Но это представление в корне не верно! Как и Россия, Индия за последние пятнадцать лет прошла путь очень серьезных экономических преобразований, поэтому мы строим свои отношения по-новому. Это - взаимодействие двух субъектов международных отношений, чьи экономики построены на рыночной основе.
От взаимосвязей на уровне государства с государством мы должны быстро продвигаться к связям 'российский предприниматель - индийский предприниматель'. Частный капитал двух стран должен все больше и больше взаимодействовать, в первую очередь, на пути взаимных инвестиций. Ведь наши страны сегодня располагают большими средствами, и поэтому самое главное - найти те важные сферы капиталовложений, которые удовлетворяли бы экономические интересы двух держав.
Как ни печально констатировать, но сегодня уровень торгово-экономических отношений наших мощных стран с колоссальным потенциалом находится на непростительно низком уровне - в 2006 г. товарооборот составил лишь около 4 миллиардов долларов США. По-моему, основная причина, объясняющая столь невысокий объем нашей торговли, в том, что мы друг о друге знаем очень и очень мало. И в результате нам надо заново 'открывать' друг друга для того, чтобы правильно определить пути дальнейшего взаимодействия в экономической сфере.
Безусловно, нужен более частый, более серьезный и активный диалог представителей деловых кругов. Первый шаг в этом направлении был сделан в феврале нынешнего года, когда в Дели на первую такую встречу с индийскими партнерами приехала мощная российская делегация. Министр экономического развития и торговли Герман Греф принял активное участие в этой встрече, которая собрала около 500 предпринимателей. И надо сказать, что в итоге понимание между ними стало значительно более глубоким и предметным. Такие форумы, естественно, должны приобрести системный характер, и только тогда, наверное, и российские, и индийские предприниматели найдут новые возможности взаимовыгодного сотрудничества.
В этом контексте первоочередной задачей и для посольства, и для торгпредства становится всестороннее содействие деловым кругам России и Индии, чтобы они лучше узнали о сегодняшней жизни двух стран, существующих правовых и прочих возможностях для развития экономических связей. Здесь надо отметить, что и в Индии до сих пор существует, например, такое заблуждение: 'Россия - это тот же Советский Союз, но только меньше'. Я думаю, что с достижением большего понимания тех перемен, которые произошли в двух странах, процесс развития торгово-экономических отношений будет прогрессировать.
В целом можно сказать, что сегодня стоит задача дополнить наши политические контакты, продвигающиеся по восходящей линии в обстановке полного взаимопонимания, и исторически глубокие духовные связи прочными экономическими отношениями.
- В конце девяностых годов в российских политических кругах была достаточно востребована идея стратегического треугольника 'Москва - Дели - Пекин'. Реализуется ли эта концепция и каково ее понимание как в России, так и в столицах наших азиатских партнеров?
- В феврале нынешнего года в Дели состоялась встреча министров иностранных дел трех стран, в которой я, как посол, также участвовал. Хочу отметить, что идея 'треугольника' уверенно доказывает свою жизнеспособность. Ведь Россия, Индия и Китай - это три динамично развивающиеся державы, задающие тон в мировой политике и мировых экономических отношениях.
Мы имеем очень много взаимных интересов. Достаточно сказать, что Россия - это естественный поставщик энергоресурсов, а Индия и Китай - их естественные потребители. Индия, импортируя более семидесяти процентов энергоносителей, активно изыскивает такие пути и способы взаимодействия с поставщиками, которые снизили бы непомерное финансовое бремя цен на нефть на международном рынке.
Ярким примером является участие Индии в разработке проекта 'Сахалин -1'. В декабре прошлого года вместе с индийским министром нефти и природного газа я участвовал в официальных мероприятиях по случаю прихода из России первого танкера с более чем 90 тысячами тонн сахалинской сырой нефти в порт Мангалор (южный штат Карнатака).
Безусловно, инвестировать в проект 'Сахалин - 1' в объеме 1,7 миллиарда долларов США гораздо выгоднее для Индии, чем покупать эту нефть на мировом рынке. Поэтому экономическая основа 'треугольника' ясна всем участникам. Но это далеко не все. Нас многое объединяет в понимании тех процессов, которые происходят сегодня на международной арене. В ООН, например, Россия, Индия и Китай очень часто выступают с совпадающих или с очень близких позиций. А такие важные принципы международной жизни, как главенство международного права или многополярность мира, - это то, что близко и понятно как в Москве, так и в Дели и Пекине. Поэтому и экономическая, и политическая основы для этого 'треугольника', безусловно, существуют.
Некоторые обозреватели, в том числе и в Индии, зачастую говорят о военно-политическом союзе. Но его нет, и вряд ли кто-то из участников этого 'треугольника' ставит перед собой такую задачу. В то же время для успешного будущего трехстороннего взаимодействия очень важно урегулирование пограничной проблемы между Индией и Китаем. Вот это действительно влияет на темпы укрепления климата доверия.
Россия со своей стороны всячески содействует улучшению общей атмосферы межгосударственных отношений. И за 'треугольником' большое будущее. Напомню, что с Индией у нас нет границы, но есть с Китаем, который граничит с Индией. В наших странах проживает 2,5 миллиарда человек - гигантский человеческий потенциал. Поэтому, если 'треугольник' будет укрепляться, то, я полагаю, влияние на международной арене входящих в него стран, как вместе, так и по одиночке, будет возрастать.
- У Индии появляются интересы в Средней Азии. Каким могло бы стать взаимодействие Москвы и Дели в этом регионе? И какие существуют перспективы сотрудничества Индии с Шанхайской Организацией Сотрудничества (ШОС)?
- В вашем вопросе практически уже содержится и ответ. Безусловно, взаимодействие России и Индии в Средней Азии строится в рамках ШОС, в которую Индия пока входит как наблюдатель. И Москва, и Дели рассматривают эту организацию как очень важный инструмент взаимодействия и взаимопомощи в решении целого ряда проблем, включая терроризм и наркотрафик. Актуальность проблемы последнего обуславливается географической близостью Афганистана, который стал основным поставщиком наркотиков в мире и в связи с этим серьезным дестабилизирующим фактором для своих ближайших соседей.
Россия, Индия, Китай и другие страны региона объединены единой целью борьбы с наркотической и террористической угрозами. В рамках ШОС уже создана соответствующая антитеррористическая структура, в которой Индия пока не участвует, поскольку идет процесс доработки статуса наблюдателя в Организации.
- В последнее время происходит улучшение индийско-американских отношений. Как это может повлиять на позиции России в Индии?
- Улучшение индийско-американских отношений, на мой взгляд, процесс вполне естественный. Как представляется, у американской администрации все более четким становится понимание того, что Индия - одно из важнейших государств в международных отношениях и что за ней большое будущее.
Не Индия, как многие считают, идет навстречу США, скорее наоборот, США идут навстречу Индии. И, конечно, эта активность Соединенных Штатов может, с одной стороны, в определенной степени содействовать интересам России, а с другой, приведет к жесткой конкуренции во многих сферах. Для нас очень важно, чтобы эта конкуренция была честной. Мы чувствуем себя уверенно именно в честной конкуренции в тех отраслях, в которых Россия достаточно сильна.
Уже почти два года между Дели и Вашингтоном идут интенсивные переговоры в области мирного использования атомной энергии. Соответствующее заключительное соглашение пока не подписано, поскольку индийские и американские интересы в ряде его положений достаточно сильно расходятся, и Индия не поддается 'выкручиванию рук'. Любой стране, ведущей переговоры с Индией, очень важно понять, что она не терпит диктата и давления, поэтому в данном случае обеим сторонам необходимо найти единственный компромиссный путь выхода на заключительное соглашение, которое очень важно для Дели.
Индия видит в развитии своей атомной энергетики один из наиболее перспективных способов сокращения дефицита энергоносителей. Россия имеет многолетний опыт сотрудничества с ней в этой области. При нашем техническом содействии в южном штате Тамилнаду строится АЭС 'Куданкулам' с двумя энергоблоками по 1 тыс. мегаватт. С ее пуском Индия почти на 50 процентов увеличит выработку электроэнергии всех своих АЭС. Мы практически готовы не только продолжить строительство еще четырех энергоблоков, но и содействовать в создании АЭС в других штатах. Для этого нужно снять ограничения, наложенные на Индию Группой ядерных поставщиков.
Я полагаю, что с подписанием соглашения с США этот процесс пойдет быстрыми темпами, способствуя нашему более уверенному поведению на этом важном как для Индии, так и для нас, рынке использования мирного атома.
- Как известно, ХХI век - это век информации. Как представлены в Индии российские СМИ? Каковы резервы нашего информационного присутствия в этой стране?
- Вы задали, пожалуй, один из самых болезненных для нас вопросов. Информационное присутствие России в Индии несопоставимо с советским. Сегодня в стране работают лишь корреспондентские пункты информационных агентств ИТАР-ТАСС и РИА 'Новости', газет 'Труд', 'Парламентская газета', и в конце мая нынешнего года начал работать корреспондент 'Известий'. Радио и телевидение вообще не представлены.
Предполагается, что информационный вакуум должен в какой-то степени заполнить новый телевизионный канал на английском языке Russia Today, который через спутник выходит на некоторые страны Европы и часть США. Насколько я знаю, в перспективе планируется расширение его географического охвата. Хотелось бы, чтобы телезрители такой огромной страны, как Индия, стали получать российскую информацию не в последнюю очередь.
Я считаю, что отсутствие представления у индийцев, и в первую очередь предпринимателей, о том, что из себя представляет Россия - это результат того, что информационное присутствие России очень и очень слабое. Давно пора задуматься над тем, каким образом ликвидировать этот недостаток. Конечно, посольство со своей стороны предпринимает активные шаги в этом направлении, однако требуется системная работа, подкрепленная единой информационной политикой России за рубежом.
В то же время практически все основные западные информационные агентства и СМИ так или иначе представлены на индийском рынке. И это при том, что конкуренция достаточно сильная. Индийцы активно развивают свои собственные информационные ресурсы. И, надо сказать, развивают достаточно успешно.
- В свое время в СССР получили образование тысячи молодых индийцев. Они и сегодня остаются носителями русского языка и духа дружбы между нашими странами. Нет ли опасности, что со временем эта ориентированная на развитие отношений с Россией группа просто 'растает' и станет крайне малочисленной? Насколько интенсивно сейчас в нашей стране ведется подготовка индийских специалистов?
- Я бы сказал, что сейчас в этой сфере взаимодействия двух стран далеко не в полной мере используется заложенный в прошлом потенциал. Безусловно, выпускники советских и российских вузов - это носители русского языка и реальной информации о нашей стране, это люди, которые знают о Советском Союзе и нынешней России не понаслышке. И именно они несут в индийское общество достаточно живое представление о нас, наших ценностях и путях развития нашего общества. Но, к сожалению, поток студентов в Россию резко сократился. В прежние годы студенты обучались в СССР в основном бесплатно, а сегодня за это надо платить большие деньги.
Хотел бы отметить, что в современной Индии наметились две абсолютно новые тенденции в получении образования. Первая - за эти пятнадцать лет возник и активно вошел в индийскую жизнь Интернет. Любой индиец, который хочет получить образование, в состоянии использовать эту возможность зачастую в режиме реального времени. И вторая - сегодняшняя молодежь очень ценит время и не хочет тратить его, отставая от своих сверстников. Индийским студентам приходится один год тратить на изучение русского языка, а чтобы этого не происходило, нужно ввести в практику российских вузов лекции на английском языке для студентов-иностранцев.
- Не поделитесь ли с нашими читателями, что интересного и важного мы увидим в ближайшее время в отношениях между Россией и Индией?
- В конце нынешнего года в рамках регулярных встреч на высшем уровне планируется визит премьер-министра Индии д-ра Манмохана Сингха в нашу страну. 2008 год провозглашен 'Годом России в Индии', и он должен стать для наших индийских друзей 'открытием' новой России. Ожидая начала этого события, многие индийцы вспоминают грандиозный фестиваль советской культуры, который прошел в 1989 году.
Учитывая то обстоятельство, что культурная программа будет лишь частью широчайшего представления России в Индии, наше присутствие здесь будет ощущаться даже сильнее, чем почти 20 лет назад. О своем участии в годичных мероприятиях уже объявили десятки российских министерств и ведомств, республик, краев и областей, компаний и отдельных бизнесменов. И я уверен, что Россия в Индии станет более понятной и столь же любимой, как и прежде.
- У каждого дипломата в стране пребывания есть свои любимые места, а также связанные с этим государством образы, которые берут за душу. Что вам дорого в Индии?
- Индия, как и Россия, исключительно разнообразна. В каждом индийском штате, а я много езжу по стране, у меня есть что-то любимое, что-то уникальное, что-то запавшее в душу, отложившееся в памяти. Но выделить что-то 'единственное' я, честно говоря, не в состоянии. Здесь и духовное и материальное наследие семьи Рерихов - музеи в Наггаре (долина Куллу, северный штат Химачал-Прадеш) и 'Татагуни' (южный штат Карнатака), и Тадж Махал, и город Джайпур, и замечательные пляжи Гоа, и исключительно красивые Андаманские острова, и исторические памятники и храмы в Пури (восточный штат Орисса). . .
Индия - исключительно интересная и самобытная страна. Хотя это, скорее, огромный континент воспоминаний, эмоций, глубоких чувств. Одним словом, необходимо здесь побывать хоть раз, - и тогда вы останетесь влюбленным в нее до конца жизни.
Беседовал Дмитрий ЕРМОЛАЕВ