Ираклия Батиашвили, ввиду кончины отца, на несколько часов выпустили под конвоем из тюрьмы. Арест сына окончательно пошатнул здоровье 67-летнего известного режиссера Дмитрия Батиашвили. В последнее время, переживая за сына, он часто говорил: эта несправедливость убьет меня.
Неожиданно его сердце остановилось...
Почти на каждом из пяти этажей, вплоть до квартиры покойного, пришедших почтить его память и выразить сочувствие сыну встречали конвоиры. Немало было там и переодетых в гражданское силовиков, которые не разрешали журналистам работать на пятом этаже. 'Джорджиан таймс' попыталась записать Ираклия Батиашвили, но конвой строго предупредил: не делайте этого, иначе Ираклия не выпустят на похороны. Указание конвоиров мы выполнили, чтобы из-за нас сыну не запретили проводить отца в последний путь.
Соболезнование семье выразили множество людей, среди них такие известные деятели культуры, как Резо Чхеидзе, Гуранда Габуния, Отар Мегвинетухуцеси, Гига Лордкипанидзе, Кетеван Кикнадзе, Марика Лордкипанидзе, видные представители политических кругов - Ираклий Церетели, Леван и Давид Бердзенишвили, Джонди Багатурия, Нугзар Молодинашвили, Сосо Шатберашвили, Гия Иашвили...
Некоторые из них уклонились от беседы с 'Джорджиан таймс'. Чувствовалось, что они испытывают уважение к заключенному и вместе с тем своего рода страх. Но большинство присутствующих не отказались выразить свое мнение.
Мераб Кокочашвили (режиссер): Я несколько раз присутствовал на суде, но так и не смог услышать, в чем же обвиняют этого человек (Ираклия Батиашвили осудили на семь лет лишения свободы по бездоказательному обвинению в 'интеллектуальной поддержке' вооруженного мятежа с целью свержения государственной власти. Общественность считает его узником совести, осужденным по политическим мотивам, так как Ираклий Батиашвили - один из лидеров оппозиции - ред.). Для меня это непонятно и неприемлемо. За неделю-полторы до кончины батони Дмитрия я говорил с ним. Ему уже было плохо, очень переживал за Ираклия.
Марина Джанашия (актриса): Для всех, кто знает Ираклия, факт его ареста по обвинению в измене Родине, выглядит очень смешным. Потому что он - тот человек, кто как свеча горит любовью к Родине.
Темур Гоцадзе (художник): К Ираклию отнеслись все же по-человечески. Во-первых, потому, что Дима был такого ранга деятелем, уход которого - большая потеря. Он снял несколько фильмов, которые вошли в историю грузинского кинематографа. Он был очень интересным человеком. И если такие люди, как Ираклий, стали необходимы для грузинской действительности, это - заслуга родителей. Мы ждем его освобождения.
Мамука Гиоргадзе (политик): То, что его выпустили на похороны отца, определено законодательством. С другой стороны, тем, что власть хочет обрести в глазах общественности человеческое лицо. Сам тот факт, что Ираклий Батиашвили находится в заключении, выходит за всякие рамки государственной несправедливости. За этим - очень абсурдная, с правовой точки зрения, ситуация.
Нана Какабадзе: Дима не смог вынести ареста Ираклия. К тому же, его беспокоило сердце. Мы ожидали, что его (Ираклия) выпустят, так как в последнее время часто бывает, что во время таких трагических случаев заключенному разрешают присутствовать на панихиде и похоронах близких.
Гога Хаиндрава (политик): Наши предвидения относительно того, что нарушения прав человека и беспредел, который они (власть) укоренили в правовой сфере страны, станут широкомасштабными, сбываются. У меня в руках обращение с требованием освобождения Батиашвили.
Это обращение международной общественности в поддержку Батиашвили, которое подписывают известные правозащитники, бывшие политзаключенные, доказавшие свою верность свободе и демократии в тюрьмах советского режима.
Один из них - Владимир Буковский, абсолютно незаконно, как сегодня Батиашвили, отбывавший наказание в советской тюрьме. Поддержка таких людей поможет сформировать мнение мировой общественности. Это обращение станет позицией, одолеть которую этой недолговечной власти будет очень трудно.
Гоги Кавтарадзе (актер и режиссер): К сожалению, то, что я сейчас скажу, не имеет никакого смысла. И это самое болезненное и трагичное в нашей стране. Те, кто разделяют мое мнение, не имеют отношения к этому решению, а те, кто принимают такие решения, не слушают нас. Под 'нами' я подразумеваю все грузинское общество. Это ведь не субъективный подход. Объявление Ираклия Батиашвили изменником Родины абсурдно и смешно.
Гия Кобахидзе (политик): Больно, что видеть друга мне пришлось в связи с таким печальным фактом. Но этой встрече сопутствуют и положительные эмоции, потому что скучать по другу, оказывается, очень тяжело Тот факт, что Ираклий не сможет пережить кончину отца вместе со своими друзьями и родственниками, разделить с ними горечь утраты, сам по себе о многом говорит.
Гия Джохадзе: Ираклий - крестный моего ребенка, я дружу с ним много лет, помню и батони Диму. И как можно искать какое-либо оправдание факту заключения Ираклия. Человек такого интеллекта, такого опыта пригодился бы любому нормальному государству. Он - философ, обладающий совершенно другими масштабами мышления и мировоззрения.
Отец Гиоргий (Дореули, духовник Ираклия Батиашвили). Ираклий Батиашвили - хороший грузин. Я говорю это не потому, что он - мой духовный сын. Если бы страна имела хоть 20% таких грузин, было бы славно. Он глубоко верующий, глубоко духовный и честный человек. Одно хочу сказать: когда отара повернется, хромая овца временно окажется впереди. И если сегодня кто-то впереди, это не значит, что так будет вечно. Грузия вынесла нашествие многих таких пришельцев, как Ага-Махмад-Хан, и выдержит еще много антихристов.
'Амнистия' Ираклия Батиашвили закончилась. Конвой проводил заключенного до машины департамента по исполнению наказаний.
Представители общественности, собравшиеся на проспекте Чавчавадзе, ободряли Ираклия аплодисментами и возгласами: Держись! Мы с тобой!
А между собой шептались: Какой позор...