Вопросам возможного строительства в Грузии атомных электростанций, их пользы и предполагаемой опасности 'Джорджиан таймс' посвятила несколько статей, ознакомив читателей с соображениями грузинских ученых на этот счет. Во время недавнего визита президента Грузии Михаила Саакашвили в Париж французы предложили построить у нас в стране атомную электростанцию. У этого предложения, конечно же, достаточно и сторонников, и противников.
Имя Евгения Решетникова хорошо знакомо грузинским ученым, работающим в атомной сфере. Он всю свою трудовую деятельность посвятил этой области науки. Со дня создания в 1987-ом году в Советском Союзе министерства энергетики Решетников был вначале заместителем министра, затем в 1990-92 годах заместителем министра атомной энергетики и промышленности.
А с 1992-го до 2005-го года, до выхода на пенсию, работал заместителем министра по атомной энергетике России. Однако долго оставаться пенсионером и отдыхать он не смог, так как компания 'Атомстройэкспорт' пригласила его на должность вице-президента. Он и сегодня курирует строительство атомных электростанций. Именно компания 'Атомстройэкспорт' строила атомные электростанции в Китае и Индии.
В случае строительства атомной электростанции у нас, какова вероятность связанной с ней опасности; какую пользу она принесет; почему ее строительство в Грузии было заблокировано еще в советский период? На эти и другие вопросы 'Джорджиан таймс' попросила ответить вице-президента российской компании 'Атомстройэкспорт' Евгения Решетникова.
'Дж.т.': Французы предлагают нам построить атомную электростанцию. Какие положительные и отрицательные факторы могут этому сопутствовать?
- Евгений Решетников: У вас есть сложности, связанные с местом (площадкой) для строительства. Еще в 1986-87 годах, когда мы намеревались начать у вас эту стройку, единственным возможным для нее местом был назван Гальский район, другой подходящей площадки мы не нашли, а потом разговоры об этом вообще прекратили. Главное - отыскать место. А вообще атомная электростанция - это именно то, что необходимо Грузии.
- Не могу сказать, правда ли это, но говорят, что в провале строительства атомной электростанции в Гальском районе большую роль сыграл Владислав Ардзинба. Насколько это соответствует действительности?
- По правде говоря, это произошло не только из-за Ардзинбы. В Гальском районе место довольно дорогостоящее. Там текут подземные воды, поэтому возникла бы необходимость сильно укреплять грунт и возводить достаточно дорогостоящие сооружения.
Тогда мы вместе с Советом министров Грузинской ССР в течение трех дней совещались по этому вопросу. В итоге было решено провести высоковольтную линию электропередач, которая в то время надежно обеспечивала бы Грузию электроэнергией из России и Азербайджана. А через определенный период мы должны были вернуться к обсуждению вопроса о строительстве атомной электростанции.
- В то время Ардзинба вообще не находился в Абхазии и как ему удалось противодействовать строительству атомной электростанции в Гальском районе? Какими он владел рычагами для этого?
- Если не ошибаюсь, тогда он работал в союзном Госстрое.
- По заявлению властей, если французы построят у нас атомную электростанцию, тогда Грузия станет энергетически независимой страной. Согласны ли вы с такой оценкой?
- Разумеется. В таком случае любая страна становится энергетически независимой, поскольку всегда есть возможность доставить топливо для станции.
- У всех еще на памяти Чернобыльская трагедия, поэтому противники атомной электростанции ссылаются и на это. И все же на сегодняшний день насколько безопасна атомная электростанция?
- Знаете, в чем дело? Необходимо знать историю Чернобыля. Там с нарушением различных инструкций и положений решили провести запрещенный эксперимент. Именно это и привело к Чернобыльской катастрофе.
- Кстати, 'Джорджиан таймс' со ссылкой на грузинских ученых уже писала об этом. Но все же поясним, что вызвало аварию на Чернобыльской АЭС?
- Давайте, скажу на понятном языке. В правилах дорожного движения ведь записано, что проезд машин на красный свет запрещается. Они же (в Чернобыле) это проигнорировали и проехали на красный. Так было тогда. Сейчас же атомные станции представляют совершенно иную технологию, в принципе исключающую аварии, подобные Чернобыльской. Теперь такое не может произойти. Современные технологии предусматривают двойную защитную оболочку, а под ней монтируется специальный держатель.
- Грузия расположена в активной сейсмической зоне. Поэтому нас больше всего интересует, насколько сейсмически устойчивы современные атомные электростанции?
- Мы это прекрасно знаем. В технологиях современных атомных электростанций все это предусмотрено. До 9-бального землетрясения никакой проблемы не существует. Помните Спитакское землетрясение, тогда ведь атомная электростанция не отключилась?
- Евгений Александрович, построить атомную электростанцию нам предложили французы. Есть ли подобное желание и у русских?
- Разумеется! Если правительство обратится к нам по этому вопросу, мы быстро все обговорим.
- Как вы думаете, в чем причина того , что наше правительство не обратится с таким предложением к России? Не в том ли, что, мягко говоря, мало доверия?
- В этом тоже, наверное, что-то есть. Для тех из нас, кто хорошо знает Грузию, этот конфликт крайне неприятен.
- Каково ваше личное отношение к Грузии и грузинам?
- У меня наилучшие отношения с Грузией и грузинами. Здесь у меня много друзей. Мы долго работали вместе, очень хорошо знаем друг друга. Вспоминаю, как мы строили в Грузии. Был такой трест 'Грузгидроэнергострой', управляющим которого являлся Дадиани, князь Дадиани. С ним меня связывает личная дружба.
И на Курской атомной электростанции у нас работало много грузин. Главным инженером тоже был грузин. К сожалению, его уже нет в живых. Сейчас, просто, поссорились глупцы, а не народы.