Заявление Путина о том, что 'Россия возвращается на Балканы и в Черноморский регион', и развитие ситуации в области энергетики должны быть приняты Анкарой со всей серьезностью
Совпадение ли это? В понедельник в Стамбуле Президент РФ Владимир Путин в кулуарах пятнадцатого юбилейного саммита стран Черноморского Экономического Сотрудничества (ЧЭС), заявил, что 'Россия возвращается на Балканы и Черноморское побережье'. Во вторник на встрече в Москве министр иностранных дел России Сергей Лавров предостерег генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схефера от 'односторонней политики, которая может дестабилизировать безопасность европейского континента'.
После распада СССР в 1990-ых влияние России в своем бывшем коммунистическом оплоте в Восточной Европе, на Балканах и в Черноморском регионе сильно ослабло. С тех пор многие бывшие советские сателлиты провели демократические и либеральные реформы, завязали союзнические отношения с Западом, стали членами ЕС и НАТО, и на смену двухполюсному миру времен холодной войны пришла абсолютно новая однополюсная международная система. Даже Россия - наряду с другими странами, которым не дали зеленый свет на вступление в НАТО из-за их связей с Россией - стала членом так называемой программы 'Партнерство во имя мира' транс-атлантического альянса.
Лавров также предупреждает
Сейчас Путин акцентирует внимание на то, что 'всем известно, что Балканы и Черноморский регион всегда были зоной наших особых интересов... Россия с ее возрастающими возможностями возвращается в эти регионы. Это очевидный факт. Это не только в интересах России, но и в интересах наших партнеров'.
Лавров, с другой стороны, подчеркивает, что России и НАТО надо обеспечить 'безопасность друг друга и не предпринимать шагов, которые направлены на укрепление чьей-то безопасности за счет безопасности других'. По словам Лаврова, эти вопросы 'затрагивают ключевые аспекты европейской и международной безопасности, а так же стратегической стабильности'.
Более пристальный взгляд в детали разногласий и увеличивающейся алогичности в отношениях России с Западом показывает, что по ключевым моментам между Москвой и западным миром под предводительством США существуют глубокие расхождения. РФ, например, выступила резко против американского плана по размещению противоракетных систем в Польше и Чехии. В то время как Вашингтон утверждает, что система будет защищать от возможного нападения Ирана и Северной Кореи на Европе, Москва настаивает на том, что настоящей целью является Россия.
Другое главное несовпадение - Косово. США и многие страны НАТО настаивают на принятии плана ООН, согласно которому сербской провинции будет предоставлена практически полная независимость. Москва угрожает наложением вето на план в Совете Безопасности ООН, опасаясь того, что он может установить прецедент для подобных запросов других меньшинств в разных странах, которые представляют серьезную угрозу глобальному миру и безопасности. Действительно, по косовскому пути идут турецкие киприоты, также как Армения и Нагорный Карабах, захваченный у Азербайджана, абхазский регион Грузии и другие стремящиеся к независимости меньшинства.
В то время как НАТО подчеркивает, что расширение альянса было бы благоприятным развитием ситуации, администрация Путина выступает яростно против проникновения НАТО на бывшие советские территории, особенно в свете того, что Грузия и Украина подали заявку на вступление в альянс.
Другое вырисовывающиеся разногласие - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), соглашение времен холодной войны, лимитирующее размещение тяжелой военной техники и войск в странах НАТО и в странах Варшавского Договора. Путин угрожает выйти из ДОВСЕ.
Новый мировой порядок в процессе создания
Дележ Ближнего Востока, увеличивающиеся расхождения по вопросам афганской и иракской политике между США и появляющимися новыми союзниками Москвы на суб-континенте и в Азии - все это важные факты, подчеркивающие, что новая эра в глобальной политике находится в процессе создания.
Турция, с ее охлаждающимися отношениями с Вашингтоном из-за лицемерной антитеррористической политики администрации Джорджа Буша, с ее слабой политикой в отношении Ирака в целом и в отношении северного Ирака в частности, зажата в тиски между американской и российской энергетической политикой и быстро теряет свое звание энергетического центра. План 'Газпрома' и итальянской 'Эни' о прокладке трубопровода, который будет доставлять российский газ в западную Европу, принятый, когда Путин вылетел из Москвы в Стамбул на саммит, безусловно является серьезной опасностью для схемы Набукко, которая должна соединить газовые поля Каспия с Европой через Турцию.
Анкара должна пересмотреть не только свою энергетическую политику, но также перестроить свою внешнюю политику в свете заявления Путина о том, что 'Россия возвращается'.
Перевод: Денис Пархомчук