1 июля начинается двухдневный визит президента России Владимира Путина в США. На этот раз переговоры руководителей двух государств состоятся в летней резиденции семьи Бушей в Кеннебанкпорте на побережье Атлантического океана (штат Мэн).
Говорят, что в последнее время отношения между США и Россией обострились настолько, что может начаться новая эра 'холодной войны'. Все началось с Мюнхенской конференции по безопасности, на которой президент России впервые выступил против США за 'попытки навязать остальному миру свою волю и сделать его однополярным'. Как бы кто-то ни пытался приукрасить этот термин, он означает только один центр власти, только один центр силы и только одного господина, сказал российский лидер. Путин резко указал, что односторонние действия не разрешили международных конфликтов, а лишь углубили их.
В российских СМИ эта мысль постоянно звучит несколько лет, однако президент только в последнее время публично высказывается на эту тему. В московских коридорах власти это связывают с беспрецедентным экономическим и военным ростом государства. Не скрывается, что значительно будет увеличен военный бюджет (до 189 миллиардов долларов). Не зря в международный обиход вошло новое обозначение - российская 'ракетная дипломатия', под которой подразумевается интенсивная модернизация стратегического и тактического потенциала.
В свою очередь, председатель комитета по международным делам Госдумы РФ Константин Косачев недавно в Конгрессе США с чувством превосходства заявил: ВВП в его государстве растет такими темпами, которым американцы могут только позавидовать, а рейтинг поддержки Путину составляет 70%. Это явный намек в адрес Буша, рейтинг которого сейчас опустился до минимума. Интересно, что в коридорах власти Москвы никогда не говорили о том, что рейтинги бывшего президента Франции Жака Ширака и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера в последние годы не поднимались выше 26%, что значительно ниже, чем у Буша в данное время.
За всем этим несложно увидеть предложение заокеанской сверхдержаве о переделе сфер влияния, выраженное к тому же в форме ультимативного оскорбления. Но это уже политика, которую еще раньше отверг Буш, подчеркнув, что в новом мироустройстве больше не будет места несправедливостям сделок Мюнхена и Ялты, когда страны Балтии на долгие годы были отданы в рабскую зависимость от Москвы. Такую политику сегодня трудно реализовать и потому, что в мире больше нет двух глобальных конкурирующих систем идеологически-политических и экономических ценностей, которые существовали во времена СССР.
Более чем ясно, что президент Путин в беседе со своим американским коллегой в очередной раз затронет вопрос о том, что 'НАТО приближается к границам России, что угрожает ее безопасности'. Однако такую позицию, скорее, можно считать отвлечением внимания от военно-политической активности самой Москвы на американском континенте. Хорошо известно, что Кремль всячески флиртует с режимом одиозного Уго Чавеса в Венесуэле, который намерен реанимировать в Латинской Америке нечто похожее на рухнувший социализм Советского Союза.
За счет нефтедолларов Венесуэла по примеру Москвы создала специальный стабилизационный фонд, в этой стране национализируются нефтяные компании, закрываются независимые СМИ. В свою очередь, Москва поставляет диктаторскому режиму вооружения всех видов. Не секрет, что Венесуэла вместе с Боливией и Кубой образовали так называемый антиамериканский альянс. На мирное существование это вовсе не похоже. Уже пишут, что Москва хочет создать в Латинской Америке 'мягкое подбрюшье' США, что должно приостановить расширение интересов Вашингтона на Евразийском континенте.
Неприятным для Путина может стать напоминание американской стороны о том, что Россия отдаляется от демократии, что там не развиваются такие структуры, как независимые суды, что губернаторы не избираются, а назначаются Кремлем. Убийства многих журналистов также остаются нераскрытыми.
Возникает вопрос: каких результатов ожидать от предстоящей встречи Буша и Путина? Наиболее реальным достижением, наверное, будет то, что на какое-то время немного утихнет резкая пропагандистская война между Москвой и Вашингтоном. Нужно учитывать, что Кремль все же считает США своим потенциальным стратегическим партнером, с которым он равноправно хочет делить сферы влияния в мире.
_________________________________
Оставайся дома, Путин ("Investor's Business Daily", США)
Мрачный саммит ("The Washington Times", США)