Обнародованная несколько месяцев назад руководством страны идея одновременного проведения президентских и парламентских выборов в Грузии действительно стала сюрпризом для всех, для некоторых - приятным, для других - шокирующим.
Оппозиция много шумела, много возмущалась, что президент, мол, приспосабливает Конституцию к собственной команде, но это был глас вопиющего в пустыне. Решение принято, и в 2008-ом году Грузию ждет горячая осень. Правда, до этих выборов еще целый год, но марафон уже начался. Уже известны имена тех людей, у кого будут желания и амбиции стать президентом и состязаться на этих выборах с Михаилом Саакашвили. Хотя надо признать, что в сравнении с ним, большинство кандидатов выглядят безликими или мечтателями, но, как говорится, попытка - не пытка.
'Джорджиан таймс' предлагает вашему вниманию имена желающих стать кандидатами в президенты и с помощью экспертов ознакомит с шансами каждого из них.
Михаил Саакашвили мыслится сегодня, почти как безальтернативный кандидат. Несмотря на очевидность того, что его рейтинг уже не выглядит столь впечатляющим, как до его президентства, он все-таки - глава государства, и в его руках власть, которая и решает судьбу выборов. Не его учить шоу и зрелищам, белому и черному пиару, который он уже задействовал ранее и в будущем задействует вновь. Поэтому почти все сходятся во мнении, что во время выборов он многих своих соперников сравняет с землей.
Главным конкурентом Михаила Саакашвили считают Ираклия Окруашвили, который стал 'жертвой' одной своей фразы (имеется в виду его заявление, что Новый, 2007-ой год он встретит в Цхинвали - прим.). Из-за этого он лишился и кресла министра обороны, и грузинской армии, где, по собственному признанию, оставил свое сердце. И вот так 'без сердца' его направили на оппозиционный путь.
Но, уходя, он заверил, что обязательно вернется, и, наверное, его мечта - возвратиться в ранге верховного главнокомандующего страны. Сумеет ли он принять участие в этих выборах и осуществить заветную мечту? Все это во многом зависит от того, на какой месяц будет назначено голосование и достигнет ли он к этому времени президентского возраста ( Окруашвили еще нет 35-ти лет)
Президентские амбиции есть и у Кобы Давиташвили (один из оппозиционных лидеров). Некоторое время назад, спекулируя на своих лозунгах, активности на митингах и социальных темах, он завоевал довольно высокий рейтинг, но его политическую карьеру в одночасье 'поглотил вертел' (имеется в виду передача в ресторане неким лицом определенной суммы Кобе Давиташвили, якобы, для нужд партии. В результате разразившегося политического скандала Давиташвили вышел из рядов Республиканской партии - прим.), так что Кобе понадобится много времени для реабилитации.
Одно время гораздо более рейтинговой фигурой был и Шалва Нателашвили. У него обязательно будет желание принять участие в этих выборах, однако главный лейборист страны - далеко не начинающий 'спортсмен', чтобы довольствоваться только участием. Хотя...
Единственная женщина, громогласно заявляющая о своем желании стать президентом, - бывший дипломат, бывший министр иностранных дел, имеющая европейское образование Саломе Зурабишвили. Но и о ее рейтинге можно говорить разве что в прошедшем времени. У нее шансов на победу меньше, чем она себе представляет, и это стало очевидно уже во время прошедших минувшей осенью выборов в местные органы власти.
В президентских выборной гонке примет участие бывший советник Саакашвили, им же в свое время привезенный из США в Грузию Гия Маисашвили. Какое-то время он по заданию Михаила Саакашвили составлял план государственного строительства, чертил схемы экономического развития и с английского языка снова перешел на грузинский. Но всего через несколько месяцев в его дифирамбах в адрес Саакашвили появились оппозиционные ноты, и на выборах 2008-го года Гия Маисашвили будет одним из конкурентов нынешнего президента.
Президентские амбиции имеются и у сына первого президента Грузии - Константинэ Гамсахурдиа. Однако он и сам хорошо понимает, что для достижения этой цели недостаточно быть только сыном президента.
Сравнительно новая фигура в грузинской политике - сын тоже выдающегося отца - Каха Шартава (его отец - Жюли Шартава - национальный герой Грузии, погибший во время конфликта в Абхазии - прим.), который обязательно примет участие в президентских выборах будущего года.
Эксперты не исключают участия в выборах и нынешнего министра образования и науки Кахи Ломая. Правда, сам он пока об этом не говорит, но его фигура будет необходима самой власти для фона.
Свою кандидатуру выдвинут 'правые'. Если Бадри Патаркацишвили решит включиться в предвыборный марафон, то и 'правые', и значительная часть всего политического спектра объединится вокруг него. Однако, если сценарий избирательных процессов повторится подобно выборам в органы местного самоуправления (тогда Патаркацишвили отказался принять участие в выборах - прим.), то кандидатом в президенты станет один их лидеров 'правых' Давид Гамкрелидзе.
Так пока выглядит галерея тех лиц, которые будут бороться в 2008-ом году за пост президента. Об их шансах 'Джорджиан таймс' побеседовала с экспертом Рамазом Сакварелидзе:
Рамаз Сакварелидзе (эксперт): 'На выборах 2008-го года Михаил Саакашвили будет единоличным лидером. Для этого есть много причин: это и рейтинг Саакашвили, и тот административный ресурс, который будет задействован в его пользу. Можно сказать, что именно Михаил Саакашвили выйдет победителем на этих выборах. А какой шанс у других, скажу ниже.
Ираклий Окруашвили сохраняет рейтинг времен еще своего министерства, и этот рейтинг будет для него довольно серьезной опорой. Следует отметить, что в случае если в результате курса Саакашвили произойдут какие-то перемены к лучшему в урегулировании конфликта, то Ираклий Окруашвили лишится своего козыря и его шансы на президентских выборах станут минимальными. Хотя не исключено, что процессы будут развиваться в пользу Окруашвили.
У Кобы Давиташвили пока что нет необходимого для президентских выборов рейтинга, чтобы оказать серьезное влияние на их результаты. Но на парламентских выборах, как лидер определенной группы, он, вероятно, будет результативным, в отличие от президентских выборов, где всего одно место и борьба более острая. А такую борьбу рейтинг Кобы действительно не выдержит.
У Гии Маисашвили тот плюс, что в отличие от остальных он разбирается в экономике. Однако можно сказать, что в грузинской политической реальности он все же воспринимается как гость, что иногда сказывается и в его рассуждениях. Он часто выглядит более жестким, чем должен быть. Исходя из этих причин, сомневаюсь, чтобы у Маисашвили был какой-то шанс на президентских выборах.
Приблизительно такое же положение и у Саломе Зурабишвили. Несмотря на то, что она уже достаточно времени в грузинской политике, часто создается впечатление, что она не видит подводных течений этих процессов и поэтому воспринимается как политик, который хорошо не знает грузинских политических реалий. А это снижает ее шансы на президентство.
Что касается Нателашвили, то если бы он со своими лозунгами и программой вошел бы в политику сейчас, имел бы более высокий рейтинг. Хотя, надо признать, что . он правильно выявляет болезненные точки общества. .
Как это ни парадоксально, возможно, у Кахи Шартава шансы могут быть более высокими, чем у тех, кто уже давно в политике страны. Именно ввиду этого, он привлечет не так уж мало сторонников, если будет действовать соответственным образом.
Коко Гамсахурдиа выпала сложная участь. То, что он Гамсахурдиа, имеет, разумеется, свой плюс, но вместе с тем - и минус. Коко Гамсахурдиа надо выйти из тени своего отца.
У Давида Гамкрелидзе и Бадри Патаркацишвили есть один большой плюс. Из перечисленных до них фигур ни одна не пришла в политику из бизнес-кругов, т.е. у всех у них были чисто политические интересы и отсутствовал бизнес-опыт. Между тем Грузии в первую очередь необходимо развитие бизнеса.
Что касается шансов, то они, т.е. Гамкрелидзе и Патаркацишвили должны донести до общества, что развитие бизнеса необходимо для оздоровления жизни. И если в течение 15 лет добиться этого не удалось, то именно потому, что ни одна политическая фигура не была компетентна в бизнесе. Однако я все же сомневаюсь, что за это время им удастся повернуть сознание народа от советского социализма к правым ценностям.
Каху Ломая ждет много трудностей, если он включится в выборную конкуренцию и если не будет задуман как фигура, настроенная именно на поражение, поскольку власть может предложить подобную альтернативу.
А в заключение скажу, что в президентских выборах 2008-го года победит Михаил Саакашвили'.