В 2008-ом году Россия должна избрать нового президента. Владимир Путин уже заявил, что не намерен вносить изменения в Конституцию и избираться на третий срок. Кто же станет будущим президентом России? Это интересует не только Грузию, но и весь мир. Сегодня можно решительно утверждать лишь одно: будущий президент России будет, как и Путин, петербуржцем, так как все те кандидаты, которых сегодня называют его возможными преемниками, - петербуржцы.
Чаще всего в качестве преемников Путина называют первых вице-премьеров - Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Но после слов Путина, что будущим президентом может стать 'кто-то из губернаторов' заговорили и о губернаторе Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко. И вот самая неожиданная новость.
На последнем заседании кабинета министров Путин поручил, на первый взгляд, самой неприметной фигуре в правительстве, вице-премьеру Сергею Нарышкину контролирование 'очень важного символа российско-туркменской дружбы - Каспийского газопровода' (Путин употребил именно эту фразу -авт.). После этого Нарышкина тоже записали в число соискателей президентского поста.
По мнению российских аналитиков и политологов, именно в этой четверке следует искать преемника Путина, хотя директор 'Фонда эффективной политики' России Кирилл Танаев и главный редактор информационного агентства REGNUM Константин Казенин считают преждевременным заострять внимание на каком-либо кандидате. Казенин вообще воздержался от прогноза.
'Главное то, что никто из названных лиц еще не заявлял о выдвижении своей кандидатуры', - говорит Кирилл Танаев.
В отличие от них, член Общественной Палаты России, политолог Сергей Марков и член Совета по внешней и оборонной политике России, главный редактор газеты 'Московские новости' Виталий Третьяков считают почти решенным то, что президентом станет Сергей Иванов.
Самое интересное, оба они уверены, что кто бы ни пришел вместо Путина, положительных политических перемен в отношении Грузии ожидать не следует. Ситуация по-прежнему останется такой же напряженной. В этом, естественно, они винят грузинскую сторону. Впрочем, лучше выслушаем их самих.
Сергей Марков: 'Гораздо больше шансов стать президентом у Сергея Иванова. На втором месте - Дмитрий Медведев. На третьем - Валентина Матвиенко, а на четвертом - Сергей Нарышкин. Думаю, что в конце Владимир Путин на кого-нибудь все же укажет. При минимальной поддержке с его стороны один из них победит.
- Российские политологи не исключают, что в конце августа или в сентябре
Путин назначит Сергея Иванова премьером и тем самым даст ему зеленый свет. Существует ли такая вероятность?
- Такая возможность есть. Но, думаю, это маловероятно. Я все же считаю, что президентом станет тот, кто между Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым победит на выборах, а побежденный возглавит кабинет министров. До этого же сравнительно нейтральный Фрадков останется главой правительства.
- Почему Матвиенко не сможет стать президентом?
- Потому, что она - все-таки женщина. Ее приход будет свидетельствовать о варианте слабого президента, а это значит, что фактический президент - по-прежнему Путин.
- Но ведь может быть, что такой вариант больше устроит и Путина?
- Может, устраивает, но я все же считаю это невозможным, ввиду тех обстоятельств, о которых уже сказал относительно Матвиенко. Дело в том, что при избрании губернатором у нее были проблемы, и Путину пришлось ей помочь. Если даже тогда Путину понадобились большие усилия, то провести ее в президенты России будет намного сложнее.
- Изменятся ли отношения России с Грузией в случае прихода нового президента?
- Думаю, нет. Мы считаем, что в ухудшении отношений вина на 100% лежит на Грузии. Это - подготовка к войне с Абхазией и Цхинвальским регионом, дипломатическая война с Россией, постоянные провокации, информационная война против России. Вот главная причина ухудшения отношений между Россией и Грузией'
Виталий Третьяков: 'Что касается шансов, то исходя из сегодняшней ситуации в связи с будущими президентскими выборами, я все же считаю, что будущим президентом станет Сергей Иванов. В этом случае Дмитрий Медведев будет премьер-министром. Поскольку Путин не может сейчас прямо указать на своего избранника, больше других на Иванова, он это сделает в худшем случае после выборов Госдумы, т.е. после того, как начнется президентская кампания. Поэтому думаю, что в конце августа или в сентябре Сергей Иванов будет назначен главой правительства России.
Что касается Матвиенко, эту кандидатуру я сам выдвигал. Я ее очень хорошо знаю и лично, и по ее политической биографии. У Матвиенко есть все необходимые качества, чтобы быть президентом такой большой страны, как Россия. Однако, думаю, это не произойдет, хотя бы потому, что российский электорат довольно консервативен.
Россия не готова видеть на посту президента женщину. Именно поэтому, из-за предварительной непредвиденности воли избирателей, выдвинуть Матвиенко трудно. Социологические опросы могут дать одну картину, а реальные результаты оказаться другими.
Что касается отношений с Грузией, они останутся неизменными, т.е. крайне проблемными. Не имеет значения, кто из этой тройки будет президентом России, пусть даже четвертая фигура. Я очень хорошо знаю, что они, исходя из геополитических и стратегических интересов России на Кавказе, оценивают этот вопрос приблизительно одинаково.
С Россией существует одна-единственная проблема, и она фундаментальна. Для нее Кавказ неделим между основными геополитическими силами. Появление любой другой политической силы, в данном случае речь идет о Соединенных Штатах Америки, сделает кавказский конфликт заранее непрогнозируемым. Россия по многим причинам не может согласиться на появление в этом регионе другого игрока.. И в отношении Грузии у Москвы одна-единственная фундаментальная претензия заключается в том, что она (Грузия) вводит на Кавказ нового геополитического игрока.
Для России же Кавказ представляет одну из главных точек стратегических национальных интересов. Если Грузия откажется от этих целей, все проблемы, связанные с вином, минеральными водами и еще со многим другим, моментально решатся. Но если не откажется, у нее по-прежнему будут проблемы'.
Таковы соображения российских политологов относительно возможного преемника Путина. Почти аналогичное мнение в этом вопросе и у грузинского политолога Рамаза Климиашвили.
Рамаз Климиашвили: 'На сегодня почти уже решено, что будущий президент России - Сергей Иванов. Это стало очевидно на Петербургском саммите, который открыл Иванов и выступил перед аудиторией с сорокаминутной речью. Как правило, подобные мероприятия открывают президенты. А Путин эту обязанность почему-то возложил на Иванова, и речь Сергея Иванова, можно сказать, была президентской программой.
В тот день стало ясно, что в России уже началась предвыборная кампания, и Путин сделал ставку на Сергея Иванова. Однако до президентских выборов в России остается еще больше года, поэтому не исключено, что что-то изменится. Но если судить с точки зрения сегодняшнего дня, самый реальный кандидат в президенты - Сергей Иванов.
Что касается того, каким он будет президентом и какую политику станет проводить в отношении Грузии, думаю, Иванов будет гораздо жестче, чем Владимир Путин. Его позиция намного более сурова. Если отношения между Грузией и Россией не будут урегулированы во время президентства Путина, мы должны с 2008-го года ожидать еще большего обострения и осложнения этих отношений'.
_______________________________________
Что стоит за словами Путина о преемнике? ("The Washington Post", США)
Путин может остаться у власти на неопределенный срок ("The Financial Times", Великобритания)