Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В мире сложилось впечатление, что США - страна материалистическая и стяжательская. Нам не только стоит рассказывать, сколько раз в неделю мы ходим в церковь, хотя это тоже важно. Необходим намного более утонченный подход. Безусловно, американцы - конкурентные, они в значительной степени мотивированы материальными соображениями

Джулиана Геран Пилон/Juliana Geran Pilon, профессор Института Мировой Политики/Institute of World Politics и старший научный сотрудник исследовательского центра Фонд "Наследие"/Heritage Foundation. Автор нескольких книг. Последняя из них "Почему Трудно "Продать" Америку"/Why America is Such a Hard Sell: Beyond Pride and Prejudice опубликована в 2007 году.

______________________________

Вопрос: Вы утверждаете, что США недостаточно успешно "продают" себя жителям иных стран. Что это значит?

Пилон: Мы недостаточно освещаем все аспекты нашей деятельности и наших действий в мире. Благодаря Голливуду и индустрии развлечений, человечество часто получает неполную и неверную информацию о Соединенных Штатах.

Вопрос: Одним из способов борьбы с подобными стереотипами, является публичная дипломатия. О чем должна рассказывать иностранцам публичная дипломатия США?

Пилон: Для начала нужно объяснить, что значит "публичная дипломатия". В узком смысле, этот термин обозначает все усилия американского правительства, направленные на продвижение определенного имиджа США. Если понимать этот термин столь узко, то публичная дипломатия напоминает пропаганду. Правительство США должно проводить намного более утонченную программу освещения полного объема американской деятельности - и государственного, и частного сектора. Например, исследовательский центр Hudson Institute отслеживает разнообразные программы помощи нуждающимся, которые по всему миру проводят американцы. Почему бы Администрации США не рассказывать об этом?

Существует чрезвычайное количество, мягко говоря, дезинформации о США, которая распространяется некоторыми правительствами и организациями, наподобие "Аль Каеды" и "Хамаса". Они заявляют, что это "подлинная" информация о США, однако простейшая проверка показывает, что там содержится много откровенной лжи. Однако власти США очень слабо, здесь я снова мягко выражаюсь, борются с распространением дезинформации.

С другой стороны, американские граждане, которые осознано или не осознано являются дипломатическими представителями своей страны, должны быть лучше информированными. Многие американцы не имеют достаточно знаний о своей стране и окружающем мире и поэтому не могут быть хорошими представителями США. Нам всем стоит осознать, что мы должны более серьезно подходить к тому факту, что США являются супердержавой.

Вопрос: В книге Вы цитируете своего коллегу: "Неужели трансляция песен Бритни Спирс на арабский мир является наивысшим достижением американской пропаганды?". Как должно действовать американское государство?

Пилон: Здесь дело не только в том, какие показывать сюжеты, а каким способом их показывать. Конечно, легко сказать, что не стоит тратить деньги американских налогоплательщиков на распространение американской попсы, которая и без того широко распространена. Нужно предлагать качественную информацию. Необходимо расширять, а не в коем случае не сокращать, англоязычные программы на "Голосе Америки". У нас есть обязанность разъяснять нашу политику и наши шаги на международной арене всему миру.

Мы должны показать, кто мы такие с помощью различных культурных продуктов, к примеру, качественных кинофильмов. Нам нужно показать миру, что в американской истории и в американском характере существует огромное разнообразие. Это все нам надо передать в приемлемом для той или иной группы людей виде. Необходимо понимать нашу целевую аудиторию: где они ищут информацию?, к кому они прислушиваются?, кому доверяют?

Мы живем во времена очень сложных систем массовой информации - нам необходимо это осознать. Причем для улучшения ситуации для начала следует признать, что наши откровения не доходят до людей, которые в них заинтересованы. Люди по всему миру уверены, что они знают Америку - ведь Америка на каждом углу! Но это не так, они видят лишь кусочки реальности.

Вопрос: В чем корень непонимания США?

Пилон: В мире сложилось впечатление, что США - страна материалистическая и стяжательская. Нам не только стоит рассказывать, сколько раз в неделю мы ходим в церковь, хотя это тоже важно. Необходим намного более утонченный подход. Безусловно, американцы - конкурентные, они в значительной степени мотивированы материальными соображениями, однако далеко не в такой степени, как нас описывают. США также является самым щедрым государством мира.

Вопрос: Что США могут предложить миру в духовной сфере?

Пилон: Американская духовность, о которой я говорю, связанна с чувством надежды, с желанием жить и верить не только в себя, но и в человеческих собратьев. Она также связана с идеей свободы, однако слово "свобода", как Вы знаете, слишком "замыленный" термин. Для многих "свобода" ассоциируется с чувством одиночества, которое, в свою очередь, вызывает страх. "Быть свободным" хорошо тогда, когда это означает быть защищенным от тирании и произвола. Однако одного освобождения недостаточно, необходимо представлять, что за этим последует. Поэтому, сама по себе, свобода недостаточна. Свобода должна идти рука об руку с надеждой. В идеальном варианте, это и есть квинтэссенция "американской мечты".

Да, со свободой существуют огромные трудности, однако их можно преодолеть. Кстати этот оптимизм, убеждение, что "я могу сделать это", эта энергичная черта американского характера так поражает многих иностранцев, когда они приезжают в США. Настрой "я могу сделать это" связан, в частности, с чувством надежды и с обостренным чувством человеческого достоинства. Именно это важно для американцев, а не только стремление достигнуть какого-то уровня материального достатка.

Вопрос: Однако подобные тонкости объяснить крайне тяжело. . .

Пилон: Вы правы, невозможно сложить все это в один "пакет". Однако нам помогает то, что нам не надо пропагандировать ложь: с этой проблемой сталкивался Советский Союз, однако они пробовали с ней бороться с помощью цензуры. Это ошибочный подход, который сегодня, в эру Интернета, не смог бы сработать.

В современном мире распространение СМИ затрудняет успешную публичную дипломатию, потому что люди могут выборочно относиться к информации. Конечно, всегда можно рассказывать о каких-то идеях и приводить факты, однако зрители и слушатели могут в любой момент просто переключиться на другой канал. Однако, в любом случае, стоит пробовать.

Конечно, не только информация, но и распространитель информации должен вызывать доверие. Поэтому я считаю, что личные контакты весьма важны. Американцы, среди которых много выходцев из иных стран, имеют огромное количество контактов по всему миру. Так что, как мне кажется, у нас может появиться много людей, которые смогли бы рассказывать о США лучше, чем профессионалы. Все-таки, когда государство рассказывает о себе, оно неизбежно кажется своекорыстным, пекущимся только о собственных интересах.

Вопрос: Часто утверждается, что программы публичной дипломатии в США традиционно недофинансируются. Может ли ситуация измениться после смены президента в 2008 году?

Пилон: Особой надежды нет. Проблема заключается в том, что на эти программы деньги выделяет Конгресс США. Законодателю, представляющему любую партию, просто невыгодно выделять больше средств на столь неуловимое дело, как американский имидж, в ущерб программам, приносящим какие-то блага его штату или избирательному округу. Поэтому необходимо заинтересовывать американцев, необходим новый подход к улучшению имиджа США. И я уверена, что мы можем преуспеть. В конце концов, мы живем в самой лучшей стране, должны же мы это как-то показать!

Вопрос: Однако само утверждение - "США - лучшая страна мира" - способно вызвать раздражение. . .

Пилон: Откровенно говоря, я с Вами согласна. Мы не можем всем говорить, что мы самые лучшие. Но я уверена, что мы нашли наш ответ: наша политическая система работает для нас. Наша система свободного рынка не один раз прославлялась экономистами, заслужившими Нобелевскую премию:

Сказав это, я не считаю, что все это нужно рассказывать всему миру. У каждого свое представление о счастье и благосостоянии. Мы не должны всем говорить: "мы самые лучшие, мы такие белые и пушистые, любите нас". Это бессмысленно. Однако США стоит объяснять другим народам, что система, которая работает на нас, может работать и на них. Мы должны заявить иным странам, что желаем им таких же успехов. Также важно напомнить, что нам пришлось много работать и, безусловно, проблемы существуют до сих пор.

Вопрос: Если все процессы, которые идут сейчас, будут идти в том же направлении и теми же темпами, что сегодня, как будут выглядеть США через 10-15 лет?

Пилон: Если мы будем просто сидеть, сложа руки, то антиамериканизм будет только расти, что недопустимо. По результатам одного из последних международных общественных опросов, США находится на том же уровне популярности, что и Северная Корея с Ираном.

Угрозы антиамериканизма велики. Если мы будем продолжать быть неспособными опровергать прямую ложь и отвечать на критику - включая сюда и вполне легитимную критику - то мы проиграем на тактическом уровне, прежде всего, в экономической сфере. Но более всего меня тревожат стратегические последствия. Одним из важнейших принципов, так называемой, "глобальной войны против терроризма" является сотрудничество с другими государствами и добывание разведывательной информации. То есть, очень важно создать обстановку доверия, чтобы другие государства были готовы идти на партнерство не только с США, но и с другими западными странами.

Позвольте мне добавить, что антиамериканизм переходит на нелюбовь к Западу в целом. Недавняя победа Николя Саркози на президентских выборах во Франции показывает, что европейцы начинают осознавать, что они не могут отделять себя от США без риска столкнуться с некоторыми неприятными последствиями. Недоверие - к США, в частности, и к Западу в целом - угрожает нашим позициям в мире. В конечном счете, речь идет об обеспечении безопасности.

Я не считаю, что публичная дипломатия является конкурсом популярности или способом приобретения друзей. Со мной согласны и большинство американцев. Однако мы не можем просто заниматься своими делами и думать, мол, "если мы вам нравимся - отлично, если нет - то не приезжайте сюда:". Мы не можем закрывать глаза на тот факт, что мир очень мал, все процессы в нем взаимосвязаны, и США играют в этом мире важную роль.

______________________________

Ксенофобия по-американски ("Washington ProFile", США)

Пробудись, Спящая красавица Америка ("The Financial Times", Великобритания)

Ксенофобия по-российски ("Washington ProFile", США)