Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему медлил Путин?

Латвийские эксперты полагают: неспроста!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В воскресенье, когда в Латвии поздравляли нового президента, российские информационные агентства сообщили давно ожидаемую весть: Владимир Путин наконец-то внес на ратификацию в Госдуму договор о российско-латвийской границе. Правда, рассматривать его будут только осенью, поскольку аккурат за два дня до этого российские парламентарии разошлись на каникулы. Так чего же выжидал Путин? Что это, техническая задержка или очередной сигнал Кремля?

В воскресенье, когда в Латвии поздравляли нового президента, российские информационные агентства сообщили давно ожидаемую весть: Владимир Путин наконец-то внес на ратификацию в Госдуму договор о российско-латвийской границе. Правда, рассматривать его будут только осенью, поскольку аккурат за два дня до этого российские парламентарии разошлись на каникулы. Так чего же выжидал Путин? Что это, техническая задержка или очередной сигнал Кремля? Опрошенные Телеграфом эксперты убеждены, что случайностей в таких решениях не бывает.

Многострадальный договор о латвийско-российской границе, как известно, был подписан еще 27 марта в Москве. Тогда Айгар Калвитис и Михаил Фрадков пообещали сделать все, чтобы ускорить процедуру ратификации. Повод для беспокойства был понятен: в 2005-м подписание сорвалось в последний момент из-за неожиданно появившейся "декларации по Абрене", и упустить вторую попытку означало бы не только вновь обострить латвийско-российские отношения, но и вызвать откровенное недовольство Евросоюза.

Казалось бы, объективных причин тормозить процесс у обоих парламентов не было. Сейм принял закон о ратификации 17 мая, а 29 мая соответствующий закон был утвержден президентом Латвии. Россияне сразу предупредили, что у них все будет сложнее: в Госдуме действует принцип двух палат, и дойти до верхов документ, по графику, должен был лишь к окончанию весенней сессии. Однако даже этот план оказался несбыточным. 6 июля российские депутаты ушли отдыхать, так и не дождавшись документа от президента.

"Я полагаю, что Путин сознательно перенес ратификацию на осень. Москва дала понять, что ей не нравится Вике-Фрейберга, и поэтому обмениваться ратификационными грамотами будут не с ней, а с Затлерсом", - высказал Телеграфу свое мнение директор Института внешней политики Атис Леиньш. С ним солидарен и политолог Нил Муйжниекс. "Россия не хотела давать даже минимального повода думать, что Вике-Фрейберга может приехать в Москву", - отметил он в разговоре с Телеграфом. По мнению Муйжниекса, Москва сознательно выжидала, пока в Латвии произойдет смена президентской власти, а заодно и определится новый курс в развитии латвийско-российских отношений.

Политолог Карлис Даукштс усмотрел в действиях Путина сигнал всей Западной Европе. "Договор о границе нужен не только двум соседним странам, но и всему Евросоюзу. И таким образом Москва в очередной раз показала ЕС, что она не будет ни с кем считаться и торопить продвижение важного документа", - отметил в беседе с Телеграфом Даукштс. Он допускает, что, откладывая срок начала дебатов, Путин преследовал скрытую цель: максимально обострить ситуацию. "Дебаты в думе будут очень сложными. Устами политиков будут громко озвучены все претензии к Латвии, вспомнят о правах нацменьшинств, нормах употребления госязыка. Возникнут широкие дискуссии в обществе, возможно, даже и за пределами России", - заметил Даукштс. Он предполагает, что в итоге документ все-таки будет ратифицирован, поскольку России он нужен так же, как и Латвии, но прежде латвийскому руководству придется услышать немало упреков в свой адрес. "Поверьте, вопрос о ратификации, также как и о проблемах нацменьшинств, будет еще очень долго в повестке обсуждения", - спрогнозировал Даукштс.

Нил Муйжниекс и Атис Леиньш также считают, что, несмотря на заминку, дело закончится благополучно. "Всем известно, какая в России демократия. Как Путин скажет, так Госдума и проголосует", - констатировал Муйжниекс.

А вот исследователь Латвийского института международных отношений Андрис Спрудс убежден в более пессимистичном сценарии. "Я не хочу показаться каким-то ярым скептиком, но мне видится во всем этом серьезная опасность. Осенью в России стартует предвыборная кампания, и ратификация договора пойдет гораздо сложнее, нежели если бы дебаты проходили сейчас", - заметил в интервью Телеграфу Спрудс. По мнению политолога, заставляя Латвию ждать, Россия лишний раз демонстрирует свою власть: инициатива находится в руках Кремля, и сейчас именно от его решения зависит, в какую сторону будут развиваться дальнейшие отношения. "Смотрите, Владимир Жириновский уже заявил, что выступит против ратификации. А он, как известно, является таким неофициальным рупором Кремля. То, что по различным причинам не может сказать сам Путин, на всю страну озвучит Жириновский. И он там не один", - подчеркнул Спрудс.

_______________________________

Разница между реверансом и глубоким поклоном ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)

Последствия встречи Калвитиса с Владимиром Путиным ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)