Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Подозрительность как политика

Упрекая Россию в якобы имперском мышлении, некоторые европейские лидеры никак не вылезут из окопов 'холодной войны'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кризиса в отношениях между Москвой и Брюсселем нет, заявил несколько дней назад министр иностранных дел России Сергей Лавров. Однако ЕС по-прежнему не доверяет России. Итог: переговоры по новому соглашению о сотрудничестве между Россией и ЕС могут затянуться на 3-4 года, полагают в российском минэкономразвития

Кризиса в отношениях между Москвой и Брюсселем нет, заявил несколько дней назад министр иностранных дел России Сергей Лавров. Однако ЕС по-прежнему не доверяет России. Итог: переговоры по новому соглашению о сотрудничестве между Россией и ЕС могут затянуться на 3-4 года, полагают в российском минэкономразвития.

Кто в ЕС рулевой?

Незадолго до последнего брюссельского саммита ЕС Европарламент выразил сожаление, что 'Евросоюз и Россия не смогли преодолеть кризис взаимного недоверия', указал на 'неприемлемую практику использования экономических инструментов для достижения внешнеполитических целей' и предложил России 'прекратить политизировать экономику и уважать независимость стран'. Подлил масла в огонь тогда еще премьер Великобритании Тони Блэр, пригрозивший, что если Россия продолжит нарушать демократические стандарты и создавать неблагоприятные условия для ведения бизнеса, то английские компании могут уйти с российского рынка.

Ответом на эти высказывания можно считать такие слова главы российского внешнеполитического ведомства: 'Мы привыкли длительное время иметь дело с небольшой группой государств, которые придерживаются прагматичного и взвешенного курса во внешней политике и умеют для достижения компромисса поступаться чем-то важным для себя'. И продолжил: 'Некоторые из новых членов ЕС привнесли багаж исторических обид, комплексов, новую манеру поведения, которая характеризуется бескомпромиссностью (...) ЕС стал менее управляемым, процесс согласования решений усложнился и стал мучительным'.

В поисках виноватого

Говоря это, Лавров, скорее всего, имел в виду конфликт, возникший между Польшей и Россией по поводу мяса, которое ЕС, кстати, не хочет брать даже из солидарности. Россия готова возобновить импорт польской говядины, если будет уверена в ее происхождении и качестве. А с этим проблемы. Как заявил российский министр Гордеев, 'с коллегами из Евросоюза не удается разобраться, кто будет отвечать за качество и безопасность экспорта - национальная ветеринарная служба или Еврокомиссия - и как будет построена система контроля'. И еще министр добавил, что польской национальной службе доверять сложно, что доказали недавние события: более 400 поляков, поевших колбаски из того самого, как установлено, мяса, заболели трихинеллезом.

Кстати, Германия с пониманием отнеслась к прекращению поставок в Россию мяса с предприятия DEZ917EWG - в его продукции был обнаружен сальмонеллез, и Чехия по требованию России ужесточила контроль на 30 предприятиях мясной, молочной, яичной и кормовой продукции: Россия защищает свой рынок, а главное, свой народ от всякой заразы. Так что если посмотреть на 'мясной раздор' с точки здравого смысла, то вряд ли в нем удастся найти 'использование экономических инструментов' и неуважение к независимости Польши.

Подоплека спора тут такая же, как и во время препирательств по поводу фальшивого грузинского вина. Помните, тогда тоже высказывались аналогичные обвинения, пока не выяснилось, что в Грузии просто не растет столько винограда, чтобы можно было произвести такое количество 'марочных' напитков. А в том, что за 'Хванчкара' продается, например, в магазинах Латвии, министры Грузии смогли убедиться, когда Михаил Саакашвили после визита в Ригу налил им из бутылки, купленной в одном из наших супермаркетов. Вино, правда, оказалось не грузинского разлива. Но сам факт, что под маркой настоящего грузинского продается пойло, тогда сильно возмутил официальный Тбилиси.

А недавно Россия ввела запрет на ввоз из Индии риса, арахиса и кунжута. И хотя Индия от Европы далековато, некоторые евродепутаты обвинили Россию в том, что таким способом она пытается заставить могучую азиатскую страну... покупать российские самолеты. Такое может привидеться лишь тем, кто считает выгодным всячески акцентировать тот факт, что переговоры о партнерстве между Россией и ЕС задерживаются, и винить в этом исключительно одну сторону - Россию.

На недоверии договор не заключишь

В этой же плоскости лежит и недовольство ряда европейских стран Северо-Европейским газопроводом, поскольку он способен лишить их денег за транзит, а также возможности 'перекрыть кран', то есть шантажировать поставщика и потребителей, как это в свое время делала Украина.

Не так давно в польском Сейме состоялось подписание адресованной Европарламенту петиции 'О воздействии СЕГ на Балтийское море' с призывом 'предпринять все политические и финансовые меры' для остановки проекта. Европарламент вопрос, конечно, поднять может, но вряд ли это остановит процесс, поскольку этот газопровод призван дополнить действующие маршруты поставок голубого топлива в Европу, а не заменить их. Это во-первых. А во-вторых, не очень-то Польша советовалась с ЕС, когда принимала решение разместить на своей территории американские противоракеты. Так почему же она хочет, чтобы спрашивали ее мнения?

Проволочки с договором о сотрудничестве подталкивают Россию к двусторонним переговорам с европейскими странами, хотя Сергей Лавров и подчеркивает, что 'России необходимо строить равноправные и партнерские отношения с Евросоюзом'. Россия заинтересована в развитии стабильного транзита в Европу, ей нужны рынки сбыта и долгосрочные контракты.

Несколько лет назад Финляндия выдвинула идею газопровода 'Северное измерение', отвечающего интересам Северных стран, Балтии и России. Взаимовыгодный проект не получил поддержки Евросоюза, привычно усмотревшего в нем 'неприемлемую практику использования экономических инструментов' и политизацию экономики. После этого появился российско-германский проект СЕГ, к которому уже желает присоединиться и Финляндия.

И такой вот парадокс. Упрекая Россию в якобы имперском мышлении, некоторые европейские лидеры никак не вылезут из окопов 'холодной войны'. 'Элементы подозрительности и недоверия по отношению к России не только не исчезли, но и культивируются в качестве того, какой должна быть политика ЕС', - отмечает Лавров. То есть кое-кто и сегодня в Европе хотел бы оставить Россию в изоляции, но все больше стран уже научились отделять экономические интересы от политики и выстраивать экономическое сотрудничество без политического подтекста. На зависть, например, все той же Польше, которую ЕС все никак не может заставить отказаться от антироссийского вето и подписать соглашение о сотрудничестве с Россией.

______________________________________

Неевропейские европейцы Европы ("Project Syndicate", США)

ЕС неспособен выработать стратегию по отношению к путинской России ("The International Herald Tribune", США)