Россия постепенно будет отказываться от услуг портов стран Балтии, переориентируясь на своих стивидоров, заявил вчера во время посещения Приморска первый вице-премьер РФ Сергей ИВАНОВ. В прошлом году суммарный грузооборот портов Латвии, Эстонии и Литвы достигал 138 млн. тонн, из которых 66 млн. (или 47,8%) составил именно российский транзит. Означает ли это, что балтийским портовикам следует готовиться к плохим временам? И да, и нет. Опрошенные эксперты отмечают: нефтепродуктов мы действительно можем лишиться. Но ведь есть и другие перспективные направления - контейнерные перевозки, например.
"Развитие портов на Балтике имеет осязаемую для всех россиян экономическую цель. Мы все меньше и меньше будем осуществлять экспорт любой нашей продукции через порты Балтии и все больше и больше загружать свои, повышать налоги, платить заработную плату нашим, а не иностранным гражданам", - сказал Сергей Иванов.
Нельзя сказать, что слова политика (которого довольно часто называют "вероятным преемником" Владимира Путина) стали каким-то чудесным откровением. Намерения нашего восточного соседа экспортировать и нефтепродукты, и сырец через собственные порты давно известны. Они планомерно реализуются: в 2001 году Приморск перевалил 17 млн. тонн углеводородов, а в прошлом - уже около 70 млн. тонн. В ближайшие годы эти показатели будут только расти, и федеральные власти рассматривают возможности расширения территории этого порта.
Что заявление высокопоставленного деятеля означает для нас? По итогам прошлого года основой транзита в Эстонии были нефтепродукты, в Литве - генеральные грузы, а в Латвии - насыпные и наливные. По данным Министерства сообщения ЛР, из 59,5 млн. тонн переваленных нашими стивидорами в прошлом году на эти две категории пришлось почти 50 млн. тонн, а оставшееся - на генеральные грузы. Основной поток нефтепродуктов идет из России, насыпные грузы (в первую очередь уголь) - тоже. Считается, что одна переваленная в Рижском порту тонна приносит государству в виде прямых и косвенных налогов 10 латов. Соответственно, уход российского транзита от наших стивидоров мог бы нанести серьезный ущерб и отрасли, и всей экономике страны.
Ой, напугали!
Впрочем, по мнению экспертов, громкое заявление вряд ли соответствует действительности. "Россия - большая страна и может себе позволить то, о чем многие богатейшие государства не могут и мечтать, - признал председатель парламентской комиссии по налогам и бюджету Карлис Лейшкалнс, много лет проработавший в портовой отрасли. - У нее много сырья, и им она распоряжается, исходя из собственной экономической выгоды. Но я не думаю, что россияне перенаправят на свои порты весь поток грузов, который сейчас идет через страны Балтии. Да, мы действительно можем в ближайшие годы потерять нефтепродукты, идущие по трубопроводу на Вентспилс, есть риск и в отношении угля. Но в любом случае грузы посылают не политики, а бизнесмены, и нашим стивидорам надо предлагать выгодные условия перевалки и качественный сервис".
Похожего мнения придерживается и директор Департамента транзита Минсообщения Андрис Малдупс. "Думаю, что реальная ситуация зависит все-таки от бизнесменов, а не от политиков. Даже при нынешних тарифах на Российских железных дорогах многие везут именно к нам, потому что это выгодно", - сказал А.Малдупс. Он согласен, что риск лишиться нефтепродуктов по трубопроводу действительно существует, но по большинству других грузов в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится.
Пора менять ориентацию
Карлис Лейшкалнс: 'Мы можем потерять нефтепродукты, идущие по трубе, но весь российский транзит - это вряд ли'.
В свою очередь владелец Man-Tess Юлий Круминьш считает, что и нефтепродукты можно было бы удержать, будь у россиян доля в соответствующих терминалах. При этом все опрошенные специалисты сошлись во мнении: портам следует развивать альтернативные направления. Какие? Ответ очевиден. Во всем мире контейнерные перевозки развиваются очень быстро (прирост до 10% в год), в то время как в Латвии этот вид грузов освоен достаточно слабо. По словам Юлия Круминьша, через Балтийский регион ежегодно идет около 3 млн. контейнеров, причем поток растет на 10-15% в год. И в этой ситуации выиграют те порты, где появится достаточно мощностей для его обслуживания.
Казалось бы, действительно надо развивать контейнерное направление, но... Карлис Лейшкалнс предположил, что у нас на уровне самоуправлений может существовать лобби иностранных портов, которым совершенно не выгодно появление в Латвии мощных контейнерных терминалов. Такого же мнения придерживается и Юлий Круминьш. "Финляндия, Польша с удовольствием воспользуются ростом контейнерных грузопотоков, и сильный конкурент под боком им ни к чему. Кроме того, сейчас на отраслевых терминалах у нас хватает кавардака: многие хотят получать прибыль, ничего при этом не вкладывая", - заявил он.
______________________________
В Балтии слишком много России ("Бизнес&Балтия", Латвия)