'Сектор неправительственных организаций привязан к власти, особенно тот неправительственный сектор, который работает с донорами. Власть полностью контролирует финансовые потоки, поступающие от донорских организаций, и, соответственно, общественный сектор очень слаб, то есть, в результате, можно сказать, что в стране не работает ни один демократический институт', - заявляет эксперт Гия Хухашвили.
- Батоно Гия, по вашему мнению, какие вопросы грузинской политической жизни являются сегодня главнейшими?
- Это очень серьезный вопрос. Я все-таки выделил бы вопрос демократии. Три основные опоры демократии, на которых она стоит, - конституционализм, т.е. верховенство закона, разделение власти и самоуправление. Все эти три принципа у нас отвергнуты, и власть узурпирована одной ветвью. У нас сегодня не только нет демократического общества, мы даже не идем в этом направлении. В стране не существует суда, авторитет этой ветви власти приблизительно аналогичен криминальным авторитетам.
- Но масс-медиа ведь свободны?
- К сожалению, не обеспечена и свобода СМИ (в основном я имею в виду электронные издания). К этому добавляется то, что и сектор неправительственных организаций тоже полностью привязан к власти. Особенно тот неправительственный сектор, который работает с донорами, так как власть полностью контролирует финансовые потоки, поступающие от донорских организаций, и, соответственно, общественный сектор очень слаб. Так что, в конечном итоге, можно сказать, что ни один демократический институт в стране не работает.
- А какова тенденция, все это так же продолжится или ситуация изменится к лучшему?
- Тенденция к ухудшению, а не к улучшению ситуации.
- Когда в стране объявлена верность демократическим принципам, но реальное положение качественно отличается от декларированного, эта ситуация, наверное, отрицательно сказывается и на других вопросах, к примеру, на экономическом развитии...
- Разумеется. Это очень плохо влияет на инвестиционную среду. Сегодня мы живем в эпоху так называемого номенклатурного капитализма, когда власть пытается, и ей удается быть руководителем бизнеса, т.е. без нее даже муха не должна пролететь в грузинском бизнесе. Вот та печальная картина, которую мы сегодня имеем в Грузии.
- Выходит, что власть только на словах держит курс на Запад, но на деле проявляет мало верности западным фундаментальным принципам.
- На словах, вектор нашего развития будто бы направлен к Западу, но в реальности наш вектор направлен к Востоку, а географически - к Северу. Система, существующая сегодня в Грузии, очень схожа с русской, события в Грузии развиваются почти по аналогии с путинской Россией.
- Да, но как получается, что столп демократии - Запад - постоянно критикует путинскую Россию, а Грузию Саакашвили, напротив, приветствует?..
- Вы совершенно правильно заметили, но не надо представлять, будто Запад поддерживает демократию безусловно. У всех есть свои интересы. Если сегодня Грузия отвечает интересам Запада, тогда они готовы на многое закрыть глаза. Что касается Путина, он ведет игру не в интересах Запада, а пытается упрочить место России в мире. Соответственно, это неприемлемо для Запада. Там прекрасно видят, какие процессы имеют место в Грузии, но в их стратегию это садится. Да, реальность такова - думают они, - но это тот парень, который, когда нам понадобится, пошлет войска в Афганистан, Ирак, построит атомную электростанцию, установит радиолокационную систему и т.д. Для них солнце и луна восходят не на Грузии, у них свои глобальные стратегические интересы, и когда видят, что нынешняя власть Грузии хорошо вписывается в их общие интересы и легко управляема, на все остальное закрывают глаза.
- В итоге, к чему все это может привести?
- В итоге, все это вызывает дискредитацию западных ценностей в глазах грузинской общественности, ввиду чего мы окажемся в когтях нашего большого северного соседа. Если это - американская демократия, тогда не нужна нам такая демократия, если американский принцип заключается в том, чтобы наши парни погибали в Ираке, тогда не хотим такую Америку. Если нам должны построить атомную электростанцию, тогда не хотим такую Францию и т.д. То есть происходит полная дискредитация того, что действительно является ценностью. Сегодня все к этому идет.