Литовских людей, а особенно пострадавших от советской оккупации, злит то, что Литовское государство не прилагает постоянных усилий востребовать у России, перенявшей права Советского Союза, компенсацию за ущерб. Это приходится делать отдельным людям, которые хотят сами востребовать возмещение ущерба от оккупации.
Одним из таких литовских граждан был Альгимантас Пяляцкас из Утяны, в 1941 году еще ребенком он был отправлен в ссылку с родителями на север СССР, в зону тундры, в Якутию, и там из-за сурового климата стал инвалидом на всю жизнь - у него парализованы ноги. Он обращался в российские суды различного уровня, но все его попытки блокировались российскими судами. Вот на какие аргументы опирались суды России, отвечая на требование начать дело. Высший суд Российской Федерации объяснил, что не в его ведении исследование дела А.Пяляцкаса, поскольку иски о возмещении морального и материального ущербов решаются в судах районного уровня.
А.Пяляцкас обратился в один из московских районных судов. Отказываясь принять иск, судья этого суда сказал, что все материальные обязательства Российской Федерации должно оплатить Министерство финансов, а это министерство находится не на той территории, которую обслуживает представляемый им суд. А.Пяляцкас обратился в суд, обслуживающий указанную территорию, но и тот нашел причину не принять заявления литовца: Министерство финансов России никак не связано с депортациями граждан.
А.Пяляцкас обратился в еще один районный суд Москвы, который пояснил, что истец не доказал, что Российская Федерация является преемницей прав Советского Союза, а Литва и Латвия (где заявителю пришлось жить после того, как он вернулся из ссылки, так как не мог зарегистрироваться в Литве) не заключили с Россией договоров о возвращении государственных долгов. Кроме того, говоря от имени Российской Федерации, судья в своем решении написал: 'А.Пяляцкас не предоставил доказательств, подтверждающих требования иска, а именно связи между принесенным ему ущербом и Российской Федерацией или совершенными действиями ее чиновников'.
После этого А.Пяляцкасу оставалось только обратиться в парламентский Комитет по иностранным делам ЛР с просьбой о совете, как ему добиться хотя бы морального возмещения от своего обидчика. Комитет, в свою очередь, обратился к парламентской комиссии ЛР по правам и делам участников сопротивления оккупационным режимам и лиц, пострадавших от оккупаций.
Наша комиссия постоянно получает жалобы людей по поводу возмещения ущерба за принудительную работу заключенных и ссыльных и другой ущерб, причиненный советской оккупацией. Действует закон о возмещении ущерба, причиненного СССР, но переговоры с Российской Федерацией как с преемницей прав Советского Союза не идут, а люди, прошедшие суды Российской Федерации различных уровней, к сожалению, тоже пока что остаются с пустыми руками. Необходима активная деятельность Правительства Литовской Республики и международная поддержка.
Какие я бы видел возможные действия наших людей, которые бы расшевелили наши власти?
Можно обращаться и в литовские суды, хотя ущерб нанесла страна-оккупант, и именно она и должна компенсировать нанесенный ущерб. Положительное решение литовского суда заставило бы наше Правительство искать международную помощь. Российская Федерация, участвуя в деятельности международных организаций, защищающих права человека и вступая в Совет Европы, обязалась платить компенсации сосланным из оккупированных стран Балтии лицам, но эту свою обязанность не выполняет. Необходимо добиться, чтобы эти обязательства начали выполняться.
Президиум союза политических заключенных Литвы принял решение рекомендовать своим членам и всем остальным потерпевшим обращаться с соответствующими исками в литовские суды, чтобы им был возмещен нанесенный ущерб: или из-за лишения свободы, или из-за ссылки, или из-за потерянного имущества и здоровья.
В конкретном случае А.Пяляцкаса Литовское государство обязано воспользоваться правом дипломатической защиты своего гражданина, тем более что было выполнено главное условие дипломатической защиты по международному праву: А.Пяляцкас использовал все внутренние способы правовой защиты в России и эффективных способов защиты его прав там нет. Согласно 1 части 13 статьи Конституции Литовской Республики дипломатическая защита граждан Литовской Республики за рубежом является государственной обязанностью Литвы, а согласно пункту 5.1 установок Министерства иностранных дел, подтвержденных решением Правительства Литовской Республики (решение Nr. 893 от 11 июля 2001 г.), дипломатическая защита граждан Литовской Республики за рубежом, прежде всего, является функцией и обязанностью Министерства иностранных дел.
Комиссия, обдумав сложившееся положение в случае А.Пяляцкаса, попросила парламентский комитет иностранных дел согласно его компетенции обратиться в Министерство иностранных дел, обязывая его защищать права А.Пяляцкаса по дипломатическим каналам, заявляя Российской Федерации официальное требование Литовского государства возместить причиненный А.Пяляцкасу ущерб. В случае несогласия России с требованиями, предложить решать спор о возмещении ущерба в Международном суде ООН.
Недавно и 22 члена оппозиционных парламентских фракций сделали запрос премьер-министру и министру иностранных дел о возмещении ущерба от советской оккупации. Задаются вопросы, как проводится выраженная воля народа в принятом 14 июня 1992 года референдуме и в законе, принятом в 2000 году о возмещении ущерба от оккупации СССР: была ли создана делегация ЛР для переговоров с Российской Федерацией; сколько раз и когда по этому вопросу обращались к России; информированы ли международные организации о переговорах; что предусматривается делать, чтобы решить проблему возмещения ущерба и др.
* Антанас Стасишкис является председателем парламентской комиссии по правам и делам участников сопротивления оккупационным режимам и лиц, пострадавших от оккупации.