Британцы в гневе. Их безупречная судебная система дает сбой из-за россиянина Андрея Лугового. Скотланд-Ярд считает его виновным в смерти британского подданного Андрея Литвиненко и готов доказать его вину в суде. Однако Москва не желает выдавать своего подданного.
Возможности добиться решения в свою пользу на юридическом уровне у Лондона нет: отказ Москвы не противоречит нормам Европейской конвенции о выдаче и соответствует Конституции РФ, запрещающей экстрадировать граждан России в другие страны. Но британцы нашли выход. Вчера представитель премьер-министра Великобритании Гордона Брауна не исключил, что "уголовное дело Лугового может быть переведено в разряд внешнеполитических со всеми вытекающими последствиями". По неофициальным данным, Форин Офис уже подготовил документ, в котором Британии предлагается отказаться от сотрудничества с РФ в сфере образования и торговли, свернуть ряд социальных программ и даже прекратить обмен информацией для борьбы с терроризмом. Вчера грозный список пополнился возможной высылкой группы российских дипломатов. Словом, полномасштабная дипломатическая война.
Правда, пока это больше война нервов, угрозы звучат на уровне "случайных" утечек в прессу. И осмелюсь предположить, что утечками дело и ограничится. Почему? А представьте, что все вышесказанное становится реальностью: сотрудничество свернуто, дипломаты высланы. Москва Лугового все равно не выдает, сворачивает сотрудничество в оставшихся сферах и высылает британскую дипмиссию. Форин Офису остается играть на повышение - должны последовать экономические санкции. Например, прекращение любой торговли с Россией и запрет на ввоз российских товаров. Москва парирует тем же. Далее можно призвать британских бизнесменов прекратить инвестиции в российскую экономику и вывести все капиталы.
Предположим даже, что все британские бизнесмены станут патриотами и немедленно подчинятся родному правительству. Удар ощутимый. Однако того же самого может потребовать от своих богатых подданных и Москва. И вот здесь начинается самое интересное. Не надо даже называть всех фамилий российских миллиардеров, полюбивших туманы Альбиона, но при этом готовых по первому зову откликнуться на призыв Кремля. Достаточно привести лишь некоторые статистические данные: российский бизнес обеспечивает основные обороты на Лондонской бирже - в прошлом году на него пришлось около 70% иностранных размещений; за 2006 год 40% самых дорогих имений Великобритании стоимостью более 10 миллионов фунтов было продано россиянам; о различных "мелких" инвестициях россиян в британскую экономику (например, то же "Челси") можно тактично промолчать. И все это из-за двух бывших офицеров ФСБ? Не верю, хоть моя фамилия и не Станиславская.
___________________________________
Лондон: скоро решающее сражение по Литвиненко ("The Financial Times", Великобритания)
Добиваясь правосудия для отравленного шпиона, Британия рискует получить 'холодную войну' ("The Times", Великобритания)