"Дело Литвиненко" окончательно переросло в крупный межгосударственный скандал. Высланных накануне из Великобритании четырех российских дипломатов британская пресса открыто называет шпионами ФСБ. Реакция Москвы, между тем, оказалась значительно мягче, чем предполагалось.
Конституцию - поменять, Лугового - выдать
Российско-британские отношения резко осложнились в понедельник, когда глава МИДа Великобритании Дэвид Милибэнд объявил о высылке из страны четырех российских дипломатов, приостановке переговоров об упрощении визового режима и изменении процедуры выдачи виз для российских чиновников. Глава британской дипломатии подчеркнул, что это вынужденные меры, принимаемые в ответ на отказ российских властей экстрадировать Андрея Лугового, которого Скотленд-Ярд обвиняет в убийстве Александра Литвиненко.
Кроме того, в своем выступлении Милибэнд заявил, что Лондон намерен обсудить с партнерами по ЕС "будущее отношений между Евросоюзом и Россией". При этом он охватил все вопросы, которые за последние годы становились причиной конфликтов между двумя странами. Так, Милибэнд отметил, что правительство Великобритании всерьез воспринимает имевшие место преследования, которым подвергались британские дипломаты в Москве (имеется в виду история со "шпионским камнем"). Таким образом, ответные меры Лондона вышли далеко за пределы непосредственно "дела Лугового" и затронули весь комплекс российско-британских отношений. За скобки аккуратно вынесено лишь торгово-экономическое сотрудничество.
При этом министр дал понять, что его не устраивают объяснения России, будто выдать Лугового не позволяет конституция страны. Милибэнд, по сути, предложил Москве переписать Основной закон. "Существует масса случаев, когда в подобных ситуациях страны вносили поправки и дополнения в свою конституцию, позволяющие выдать преступников странам, на территории которых эти преступления были совершены", - посоветовал Милибэнд.
Спустили на тормозах
Вплоть до вчерашнего вечера мировые масс-медиа с трепетом ждали официального ответа МИДа РФ. Прогнозы стали особо зловещими после выступления представителя внешнеполитического российского ведомства Михаила Камынина, обвинившего власти Великобритании в "русофобии", "аморальном поведении" в связи с отказом выдавать Бориса Березовского и "наивности". "Складывается впечатление, что подобными действиями британские власти пытаются оправдать в глазах мировой общественности свой отказ от работы с российскими правоохранительными органами по вопросу экстрадиции в Россию Березовского и Закаева", - подчеркнул дипломат.
Однако официальный ответ МИДа оказался значительно мягче. "Наша реакция будет адресной и адекватной, в самое ближайшее время британские власти будут об этом проинформированы. Но при этом мы будем в полной мере учитывать интересы простых граждан - туристов, участников культурных и научных обменов, деловых кругов", - заявил вчера вечером замглавы МИДа РФ Александр Грушко.