Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вячеслав Никонов: 'Балтийцы очень преувеличивают российский фактор в своей жизни'

Размышления политтехнолога

Вячеслав Никонов: 'Балтийцы очень преувеличивают российский фактор в своей жизни' picture
Вячеслав Никонов: 'Балтийцы очень преувеличивают российский фактор в своей жизни' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большая проблема политиков стран Балтии в том, что они сильно преувеличивают российский фактор. Если послушать политиков Балтии, выходит, что Россия ужасный враг, который ночами не спит и думает, какие еще гадости сделать бедной Балтии. Россия считается и причиной всех проблем. У нас в России, в политическом поле Балтии, за исключением таллинского эпизода, нет...

Президент фонда 'Политика' Вячеслав Никонов - один из наиболее широко известных российских политологов, частый гость различных международных форумов, авторитет, на которого ссылаются СМИ. Интересно и то, что Никонов внук министра иностранных дел СССР сталинских времен Вячеслава Молотова, который подписал советско-германский пакт о ненападении и имя которого носит знаменитый коктейль - стеклянная бутылка с зажигательной смесью и фитилем вместо пробки. Разумеется, Никонов принадлежит к другому поколению с другими взглядами. О том, каковы эти взгляды, в интервью Никонова 'Неаткариге'.

- Недавно Вы приняли участие в видеомосте между политологами России и США, в ходе которого обсуждались сложности в отношениях двух стран. К сожалению, такие мосты редко проводятся между Россией и странами Балтии. Если бы такой мост состоялся сегодня, о чем на нем нужно было бы говорить?

- Это зависит от того, кто сидит по другую сторону моста. Потому что в странах Балтии присутствует раздвоенность общества, каждая из частей которого читает совершенно разные газеты, смотрит разные телеканалы, поет разные песни.

Если бы дискуссия шла с русскоязычными, то она была бы о проблемах, которые затрагивают их. Если с официальными должностными лицами, то балтийцы говорили бы об экономическом шантаже со стороны русских, а российская сторона - о правах русскоязычных. И тогда в зависимости от того, как повезет, дискуссия стала бы конструктивной или наоборот. Но тут ничего нельзя поделать - повестка дня была бы такой.

- Каковы балтийско-российские отношения сейчас?

- Есть много нюансов. Отношения не одинаковы. В целом их нельзя назвать солнечными. В рамках Европейского Союза государства Балтии входят в четверку тех государств, которые проводят очень жесткую, недружественную по отношению к России политику. Если сравнить интеграцию России и ЕС с караваном, то Эстония, Латвия, Литва и Польша в нем самые медлительные верблюды.

С Эстонией в настоящее время отношения обострены из-за переноса Бронзового солдата и останков советских воинов из центра Таллина.

С Латвией наблюдаются положительные процессы - и в сфере экономического сотрудничества, и потому, что заключается пограничный договор.

Как умеренно негативные, но все же стабильные можно оценить отношения с Литвой.

- Согласны ли вы с утверждением, что Россия шантажирует страны Балтии?

- Пока вас никто не шантажировал. Даже не начинал.

- В ЕС в последнее время много говорят о независимости от российских энергоресурсов, о диверсификации. Как на эту диверсификацию смотрит Россия?

- С точки зрения России все выглядит иначе. Россия выполняет свои договорные обязательства, и не было случая, когда какой-то договор о поставках был бы сорван, не выполнен.

Иногда возникают политические проблемы. Например, с 'Мажейкю нафта'. Российская компания 'Роснефть' принимала участие в конкурсе по 'Мажейкю нафта', ее предложение, как она сама считает, было самым лучшим, но в конкурсе победила какая-то польская фирма. Ну, так пусть эта польская фирма или правительство Литвы и думают, где брать сырье. Разве логично, если бы из-за этой проблемы сильно волновалась 'Роснефть'?

Если кому-то что-то надо диверсифицировать, он может это делать. Но нужно учитывать, что такие источники энергии как 'Газпром', 'Роснефть', 'ЛУКОЙЛ' планируют свой бизнес далеко вперед. 'Газпром', например, на 25 лет. Когда начинаются разговоры о диверсификации, что означает 'уйдем от российских энергоресурсов и будем искать другие', аналогичные мысли появляются и у российских концернов - 'будем искать других покупателей, диверсифицируем рынок потребления'.

Зачем протягивать трубу через государства, которые так не хотят российское сырье? Нет никакого смысла.

- Отношения России с Латвией улучшились. Отразится ли это на экономике - на объемах транзита, товарооборота?

- Обычно такие вещи находят позитивное отражение. Должны отразиться позитивно. Правда, пока в этом смысле не заметно особо быстрого прорыва.

- Каковы главные проблемы российско-латвийских отношений?

- Неграждане.

Ну, и еще то, что страны Балтии, в том числе и Латвия, занимают явно антироссийскую позицию во всех международных организациях - ЕС, ООН и в других. Нет ни одного вопроса, по которому Латвия заняла бы благоприятную по отношению к России позицию.

- В то же время российские политики очень интересно рассуждают, что страны Балтии могли бы стать лоббистами России в ЕС. Заместитель председателя комитета по международным делам верхней палаты парламента России Василий Лихачев сказал, что Россия хочет, чтобы страны Балтии стали ее стратегическим партнером.

- Ну, тогда в странах Балтии должны быть другие правительства с другими приоритетами. До сих пор они смотрят только на США и на ЕС.

По-моему, разговоры о лобби или о стратегическом партнерстве это выдача желаемого за действительное. Отношения России с Италией и Португалией, Англией и странами Бенилюкса лучше, чем с государствами Балтии, но никто наши отношения не называет стратегическим партнерством.

- Не потому ли отношения с перечисленными Вами странами лучше, что Россия относится к ним с большим пиететом?

- Не хочу говорить, что Россия относится к Латвии с меньшим уважением, чем, например, к Словакии, но со Словакией отношения хорошие. А со странами Балтии не получается. Тут, конечно, часть вины и России, но и балтийцы должны посмотреться в зеркало. За 15 лет не произошло ни малейшего сближения с Россией. Ориентация балтийцев была только на Запад.

Если опасения по поводу каких-то проблем в Балтии высказывает ЕС, то сигналы принимаются во внимание, потому что в противном случае грозит исключение из клуба. Напротив, если опасения высказывает Россия, они игнорируются, истолковываются как имперские амбиции и неуважение, потому что у Балтии нет стимула прислушиваться к России.

Большая проблема политиков стран Балтии в том, что они сильно преувеличивают российский фактор. Если послушать политиков Балтии, выходит, что Россия ужасный враг, который ночами не спит и думает, какие еще гадости сделать бедной Балтии. Россия считается и причиной всех проблем.

У нас в России, в политическом поле Балтии, за исключением таллинского эпизода, нет. Есть Индия, Китай, Иран. Балтия на краешке экрана радара появляется только тогда, когда происходит что-то вроде бронзовой ночи в Таллине.

- Вскоре после бронзовой ночи была перекрыта важная железнодорожная артерия между Эстонией и Россией - вроде бы лишь из-за того, что срочно понадобилось ремонтировать один мост. Разве это не политическое давление?

- Я не специалист по прочности материалов и инженерным конструкциям, но если случается такое совпадение, возникают какие-то мысли о присутствии политики. Не сомневаюсь, что мост нужно ремонтировать. Наверное. На такие вопросы сложно ответить, потому что обычно в таких случаях есть и политический подтекст, и возможности сослаться на объективный повод. Как с международной корпорацией Shell, в отношении которой предпринимаются санкции на Сахалине, поскольку соответствующая комиссия выяснила, что в результате ее деятельности отравлено 50 нерестовых рек и местный народ нивхи остался без средств к существованию. Но экологические аспекты не были главными - главное, что Shell не хотела расставаться с контрольным пакетом в Сахалинской компании. Не сомневаюсь, что мосты, нефте- и газопроводы нужно ремонтировать, но эти ремонты как-то совпадают с другими событиями, и часто такие совпадения не случайны.

Однако санкции - очень плохое дело. Это палка о двух концах. Страдают не только те, против кого они направлены, но и тот, кто вводит санкции. Если санкции будут введены против стран Балтии, это значит, что пострадает и русский бизнес, и русскоязычные, живущие в этих странах. Ни одно правительство никогда и нигде не меняет свою позицию из-за санкций, а совсем наоборот - укрепляется в своем духе и убежденности.

- Кто будет преемником Владимира Путина?

- Сергей Иванов и Дмитрий Медведев - самые вероятные кандидаты. Путин может разыгрывать неожиданные ходы, однако вряд ли так будет на этот раз, потому что времени уже немного. На переднем плане сейчас Иванов. Но есть много людей во влиятельных кругах, которым эти кандидаты не нравятся. К октябрю-ноябрю преемник будет известен, и, скорее всего, форма, в которой его назовут, станет смена премьера. Курс государства не изменится, оба кандидата - люди из команды Путина.

Путин уйдет как очень популярная фигура, при уходе его рейтинг будет 80-85%. Добавится еще и ностальгия народа по Путину: 'Ах, отец, зачем нас покидаешь!'. Путин уйдет с большими возможностями вернуться. У вас, в Латвии, тоже есть политики, которые уходят и возвращаются, чтобы работать. Не так ли? Путин молод - 54 года. Думаю, что мы только на начальном этапе путинской эры.

- Станет ли политика преемника Путина по отношению к странам Латвии более жесткой, а требования - злее?

- Не думаю, что требования будут злее. Кто будет этот жесткий человек - Иванов как филолог, который потребует изменения языковой политики Латвии, или Медведев как юрист - чтобы Балтия выполняла требования международного законодательства? Не думаю, что что-то может резко измениться в связи с тем, что в России будет другой президент.

Требования, конечно, будут. Например, в конвенциях ЕС сказано, если в каком-то государстве 20% говорят на каком-то языке, то этому языку полагается статус государственного. Однако требования могут быть разными, и не всегда все их выполняют.

- У вас на столе номер газеты 'Новое русское слово', в котором названы самые злые антироссийские политики в странах Балтии и СНГ. Что вы может сказать об этих политиках?

- Да, в Литве на вершине рейтинга Витаутас Ландсбергис, в Латвии - Александр Кирштейнс.

Я думаю, что Россия не то государство, которое в голове Ландсбергиса. Не думаю, что кто-то из наделенных реальной властью в России считает, что Балтия часть России и ее нужно вернуть.

- Но Владимир Жириновский высказывается примерно в таком духе...

- Его нельзя называть политической фигурой. Он блестящий шоумен. В России есть такая поговорка: тот, кто не грустит из-за развала СССР, - без сердца, а тот, кто думает, что СССР надо построить заново, - без мозгов. Эта поговорка очень хорошо характеризует политическую среду, мышление российских политиков.

- А как у вас со свободой слова? Западне страны, США резко критикуют Россию из-за ее нехватки.

- Но в России журналистов не сажают в тюрьму за нераскрытие источника информации. У американцев очень узкий, очень политкорректный спектр СМИ. Напротив, в России этот спектр протяженностью в километры, он многообразен, в нем есть и крайне экстремистские нити - левые (коммунистические), и правые (националистические). В вопросе о контроле государства над СМИ правда то, что в США формально пресса не контролируется, но там пять влиятельных медийных корпораций, и они так или иначе корпоративно связаны с Белым домом. У нас первый и второй телевизионные каналы контролирует правительство. 'Газпром' контролирует НТВ. Московское правительство - ТВ-Центр, который критикует правительство, но не критикует Путина. Есть различные кабельные телеканалы, которые являются частными. Только в Москве их около 50. Доступны западные программы - CNN, BBC и т.п.

- Что вы думаете о деятельности российской оппозиции, например Гарри Каспарова?

- Каспаров - замечательный шахматист. Но ни один организатор опросов не нашел кого-то, кто хотел бы голосовать за него как за кандидата в президенты России. К тому же он вступил в такую специфическую коалицию вместе с Эдуардом Лимоновым, который, между прочим, непримиримый враг Балтии, вместе с ультракоммунистическим авангардом молодежи.

- Отравившись радиоактивным веществом, погиб Александр Литвиненко. Не виновны ли в этом российские власти, ФСБ?

- Все фигуранты дела Литвиненко - люди Бориса Березовского (его друзья, охранники). Я убежден, что дело Литвиненко это результат выяснения отношений в окружении Березовского. Несерьезно утверждать, что ФСБ пришло к Андрею Луговому просить, чтобы он убил Литвиненко. Это глупости. Не знаю, какие вопросы они решали, но знаю, что это внутреннее дело самих березовцев и ни с чем другим оно не связано. Это люди, которые могут убивать. Березовский угробил множество людей, чтобы стать тем, кем он стал. Это опасная, радиоактивная публика. Березовский -радиоактивный убийца (мокрушник).

- Говорят, что в России не хватает демократии...

- Да, согласен, не хватает. Но ведь идет только пятнадцатый год демократии. Какая тут может быть демократия? Германия на пятидесятом году демократии избрала Адольфа Гитлера. В Америке в первые 100 лет демократии существовало рабство. Мы все же развиваемся намного быстрее и движемся к демократии.

- Вы знаете, как в странах Балтии оценивают пакт Молотова-Риббентропа и его последствия. А как оцениваете его Вы?

- Об этом пакте я написал целую книгу и продолжу эту работу. Оценка не будет и не может быть однозначной, вокруг этого пакта много различных нюансов, у него есть разные аспекты. Если коротко сказать об этом пакте, то я согласен с оценкой Уинстона Черчилля, которая цинична, но точна. Пакт был неизбежностью. Было ясно, что Германия нападет на Польшу. Вопрос был в том, где остановятся танки, и не разгонятся ли они так, что остановятся только где-то у Новосибирска. Поэтому и был заключен этот пакт, и таким было его содержание.

Много говорится о секретности пакта, но этот пакт со всей картой, на которой обозначены сферы влияния Германии и ССС вскоре после его заключения был опубликован в газете 'Правда'.

- Каким Вы помните своего деда Вячеслава Молотова?

- У него был несколько иной взгляд на жизнь и на мир. Он любил говорить, что во времена Иосифа Сталина 70% мировой цивилизации было под контролем СССР. Но потом пришел Никита Хрущев и все спустил под откос. Ему, если можно так сказать, посчастливилось умереть в подходящий момент, чтобы не видеть, как погибает труд всей его жизни, рушатся его идеалы, в 1986 году. Ему даже успел понравиться Михаил Горбачев, но все то, что произошло позже, моему деду очень и очень не понравилось бы.

____________________________________

В плохих отношениях с Польшей виноват Кремль ("Nasz Dziennik", Польша)

В Балтии слишком много России ("Бизнес&Балтия", Латвия)