Совсем скоро в Турции начнется предвыборная кампания. Судя по разгоревшимся баталиям, выборы будет сопровождать накал страстей. Процессы, происходящие там, актуальны и для Грузии, особенно в контексте интегрирования наших стран с Западом. Поэтому небезынтересно еще раз окинуть взглядом события, набирающие обороты в соседней стране.
Первое, что сразу же бросается в глаза, - то, что у премьер-министра Эрдогана появилась довольно многочисленная оппозиция. Дело даже дошло до того, что начались разговоры о его этническом происхождении, что в Турции запрещено законом. 'Эрдоган и сам не знает, какой он национальности: в его жилах смешалась лазская, грузинская, еврейская кровь', - говорят турки, обвиняя премьера чуть ли не в измене стране, когда дело доходит до вопроса о его ярко выраженных исламистских устремлениях.
Несколько странно выглядит столь резкая перемена в отношении Эрдогана. Разве не сами турки с большим триумфом посадили его на этот пост?! Главным козырем Эрдогана тогда была поддержка со стороны США, что воспринималось как синоним членства Турции в престижном европейском клубе государств. Как видно, сегодня обстановка изменилась.
Сейчас к этому процессу многие турки настроены достаточно отрицательно. По их мнению, Турция никогда не станет членом Евросоюза, и все это лишь игра больших государств. Что эти соображения основательны, подтверждают различные факторы. Кроме того, параллельно с этим, выявилась и опасность исламизации Турции, что турков очень напугало и настроило к Эрдогану враждебно.
Вступление Турции в Евросоюз не устраивает Европу, и многие это знают. Причин для этого немало: во-первых, призрак Оттоманской империи по-прежнему маячит перед европейцами, во-вторых, есть и другие факторы.
Европа не хочет фиксировать то, что она представляет христианское единство. Но в действительности это так, хотя отказать Турции в членстве в ЕС Европа не может. В случае подобного отказа, возникнут серьезные проблемы в самих странах-членах Евросоюза. К примеру, в Германии есть целые города, где живут турки - граждане этой страны. К тому же, в Уставе Евросоюза записано, что его членом может стать любое секулярное государство, независимо от его этнической, географической, религиозной принадлежности.
Кроме того, вступив в Евросоюз, Турция по численности населения станет второй после Германии страной, а лет через десять вполне может передвинуться и на первое место. А это даст ей в Европарламенте серьезное влияние при принятии решений, поскольку там более высокая квота именно у тех государств, где больше численность населения. Поэтому небольшие страны Восточного блока не оказывают весомого влияния на политику Евросоюза.
А за этим логически последует усиление влияния на Европу Соединенных Штатов, которые хотят вступления Турции в Евросоюз, чтобы оказывать идеологическое воздействие на страны Ближнего Востока, в то время как Европа больше всего боится впустить к себе американского троянского коня и стать заложницей Америки. Поэтому лидеры Европы прибегают к различным средствам, чтобы не видеть Турцию в едином европейском пространстве.
Этому способствует еще один фактор: Турция, хотя и достигла определенных экономических успехов, и ее западная часть развита, но в целом она все же остается не очень развитой страной. Военные там часто вмешиваются в гражданские дела, и есть и ряд других моментов, которые противоречат европейскому духу. Правящая элита Европы оказалась между двух огней, и никто не знает, каким образом турецкая сила одолеет подъем Евросоюза.
Что даст Грузии вступление или невступление Турции в Евросоюз? Здесь следует принять во внимание пример Украины. На данном этапе из-за принятия граничащих с ней государств в Евросоюз Украина понесла значительный урон, особенно население, проживающее в приграничных зонах, поскольку теперь оно лишено возможности свободно перемещаться в соседние европейские государства с целью торговли.
Трудно сказать, как поведет себя Россия в условиях закрытой Грузии, если Турцию примут в Евросоюз. Хотя этот процесс сулит Грузии и много положительного, если будет реально осуществлен.