Над странами России и Запада уже давно сгущаются облака. В эти дни ударили какие-никакие молнии. Великобритания заявила, что страну должны покинуть четыре российских дипломата. Президент России Владимир Путин объявил, что его страна выходит из Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). Это одни из важнейших международных новостей последних дней.
Российская пропаганда пытается распространять позитивные настроения - ухудшение политических отношений между Россией и Великобританией не скажется на экономике. Объем российско-британского торгового оборота в 2006-ом году достиг ни больше, ни меньше как 14 млрд. долларов США, по сравнению с 2005 годом он вырос на 50%. Ожидалось, что прямые инвестиции британцев в России, которые в 2006-ом году достигали 3,3 млрд. долларов США, должны были увеличиться вдвое. Но не пострадают ли экономические отношения из-за политики?
Это уже дело бизнеса. Ясно, Россия является страной, которую трудно предсказать, но нынешние руководители Кремля, несмотря на свою часто агрессивную риторику, стремятся отмыть свои деньги в Европе. 'Газпром' из последних сил прорывается в инфраструктуру Европы, пытаясь получить доступ к распределению газа. Российские олигархи инвестируют в европейскую недвижимость не только ради развлечения. В таких условиях Россия точно не склонна злиться в принципе, но и не избегает поднять голос, как только появляется возможность.
А действия Великобритании абсолютно понятны и оправданы. Так как Кремль отказался выдать британцам подозреваемого в деле о скандальном убийстве, Россия дождалась санкций.
У литовцев теперь есть возможность посмотреть на себя и спросить, требовали ли они общей позиции ЕС по поводу отравления Александра Литвиненко радиоактивным полонием с таким же усердием, с которым боролись за общий голос Европы в застопорившемся вопросе о нефтепроводе 'Дружба' или отвечая на давление России на Эстонию. Конечно, Великобритания гораздо более мощное государство, нежели Литва, и ей, быть может, не нужны заступники, но единство есть единство, и здесь нужно обращать внимание не на мощь, а на принципы.
Выход России из ДОВСЕ не снимает напряжения, равно как и угрозы России разместить ракеты в Калининградской области. Последняя вещь была бы для Литвы действительно неприятной, потому что неизвестно, куда упадут обломки российских ракет, если они будут сбиты, например, над Польшей. Но можно утешаться, что по калининградскому вопросу Россия блефует, так как, если хочется точно обстрелять цели в Западной Европе, ракеты лучше всего дислоцировать не в Калининграде, а в глубине России.
На угрюмом, напряженном горизонте двусторонних отношений есть и просветы. Вот Литва, отвечая на выход России из ДОВСЕ, может ответить гонкой вооружений - накупить сколько угодно танков, самолетов и ракет. Стоит напомнить, что ДОВСЕ был подписан в 1990 г. между НАТО и странами Варшавского Договора. После распада Советского Союза Литва к договору не присоединилась и не взяла часть советской квоты, которая могла ей принадлежать, поскольку не считала себя частью СССР. Было бы самое время для литовцев начать думать о серьезной военной авиации, поскольку НАТО объявила, что обязывается охранять воздушное пространство стран Балтии только до 2011 года. Поэтому один-другой общий истребитель эстонцам, латышам и литовцам точно не помешал бы.
Выход России из ДОВСЕ не является какой-то сенсацией, поскольку договор уже некоторое время, как говорится, был мертвым. Страны НАТО свои квоты вооружения не превышали, напротив, США даже уменьшали свои войска в Европе. Но страны НАТО не ратифицировали в 1999-ом году сделанное дополнение к договору, поскольку Россия не выполнила одно из перечисленных в нем обязательств - не вывела войска из Приднестровья и Грузии. Выход из ДОВСЕ позволяет России и дальше держать свои войска на упомянутых территориях.
Вряд ли кого-нибудь на Западе могут напугать теперешние темпы вооружения России: в 2000-2006 гг. вооруженные силы России получили 136 новых танков, 200 броневиков, 38 самолетов, зато старой техники было отдано на металлолом в десять раз больше.
Причины, из-за которых Россия начала бряцать оружием, нужно искать еще и во внутренней политике этой страны. Там близятся президентские и парламентские выборы, и Кремль хочет, чтобы граждане России почувствовали себя, как в осажденной крепости.