'Пришелец издалека ставит мне в упрек/ жизнь в моем отечестве'. Григол Орбелиани
Этот случай был до сих пор скрыт от широкой общественности. Произошел он в минувшем году, когда наш северный сосед начал депортацию и притеснение грузин. Оказывается, тогда Россия и прибрала к рукам гостиницу 'Тбилиси' при посольстве Грузии.
'Позвоните по номеру 202-51-36 и сами убедитесь, что это действительно так. Сейчас в этом здании разместилась фирма 'Мелодия'', - сообщил наш сторонник. 'Джорджиан таймс' тотчас же набрала указанный номер. 'Мелодия' слушает', - раздался в ответ чей-то голос. Когда мы сказали, что звоним в гостиницу 'Тбилиси' при посольстве Грузии, женщина- администратор довольно грубо отрезала, что сейчас это собственность 'Мелодии', и бросила трубку.
После этого мы позвонили в посольство Грузии в России. Связаться с нашим послом или посланником оказалось невозможно, и поэтому мы обратились к референту посольства господину Алеко Джачвадзе. Он подтвердил, что Россия действительно присвоила имущество Грузии - гостиницу 'Тбилиси'
- Да, но как могло произойти, батоно Алеко?! Как они могли отнять собственность Грузии!
- Вот так и отняли. Пришли и сказали, уходите, это уже не ваша, а наша собственность, и все.
- Какие они представили документы, подтверждающие, что это уже не наше имущество?
- Документы?! Кто сейчас смотрит на документы?! Кого интересуют документы?! Никого это не интересует.
- Посольство не опротестовало действия российской стороны?
- В министерстве иностранных дел составили какую-то ноту. На нее пришел ответ, что это уже не ваше имущество, и отняли.
- Объяснили, на каком основании?
- Во всяком случае, ничего конкретного. Отняли, и конец.
- Но ведь эта гостиница всегда была собственностью Грузии?
- Ее построила сама Грузия еще во время Советского Союза, построила на собственные средства. Когда Советский Союз распался, гостиница должна была автоматически остаться собственностью Грузии, как и здание посольства. Но, к сожалению, этого не произошло.
- Когда официально было принято решение о том, чтобы ее отнять?
- Третьего октября прошлого года нас всех оттуда выдворили.
- Не опротестовывали?
- Этого я уже не знаю.
- А кто может разъяснить?
- Не знаю. Могут и господин посол, и посланник. Но посол сейчас вышел по делам, а посланник, насколько мне известно, болен.
В течение нескольких дней после этого разговора мы не раз пытались связаться с посольством Грузии в России. Параллельно обратились с письменным запросом в министерство иностранных дел Грузии, чтобы там сообщили 'Джорджиан таймс', почему и при каких обстоятельствах русские присвоили нашу собственность в Москве. Несмотря на неоднократные попытки, нам так и не удалось связаться с послом или посланником Грузии в России. А из министерства иностранных дел получили следующий ответ (стиль сохранен).
Редакции газеты 'Джорджиан таймс'
В ответ на ваше письмо (3-го июля 2007-го года) сообщаем:
Расположенный в Российской Федерации, в г. Москве, в Скатертном переулке N13 гостиничный дом 'Тбилиси' представляет собственность Грузии, построенную в 1976-1982 гг. на бюджетные средства бывшей Советской Социалистической Республики Грузия. Согласно решению исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся и в соответствии с проектным заданием, составленным на основе указаний Главного управления архитектурного планирования Москвы, здание числилось на балансе хозяйственного управления Совета Министров Грузии и по Бишкекскому соглашению от 9-го октября 1992-го года его должны были признать собственностью Грузии. Ясно, что после представления документа, подтверждающего собственность.
По постановлению министерства государственного имущества Российской Федерации, для признания находящейся на территории России собственности стран-членов СНГ, должны быть представлены документы, которые, по мнению авторов постановления, прямо подтверждают права владельца. Если за давностью лет или по другим причинам таких документов не существует, что имеет место и в случае с гостиничным домом, указан второй перечень необходимых документов.
28-го июля 1999-го года посольство Грузии нотой N210 передало министерству иностранных дел Российской Федерации 17 документов в соответствии со вторым перечнем.
Одновременно тот же пакет документов был представлен на рассмотрение министерства государственного имущества Российской Федерации. Уточнение и обработка этих документов продолжались в течение нескольких лет.
К 2002-му году министерство управления имуществом сочло возможным признать права Грузии на собственность гостиничного дома, и в соответствии с циркулярными письмами министерства иностранных дел Российской Федерации, документы были пересланы в это ведомство для согласования.
Для получения информации о результатах рассмотрения грузинская сторона не раз обращалась к российской стороне, но все попытки оказались безрезультатными. С учетом вышесказанного, вызывает удивление объяснение российской стороны, согласно которому считается оправданным распоряжение N3109-п от 20-го июля 2006-го года о регистрации расположенного в Скатертном переулке N13 здания на имя унитарного предприятия 'Мелодия' для его хозяйственной деятельности.
3-го октября 2006-го года в гостиничный дом 'Тбилиси' при посольстве Грузии в Российской Федерации вторгся отряд ОМОН России под предлогом выселения будто бы незаконно проживающих там лиц. Они самовольно опечатали номера гостиничного дома, не дав возможности войти в здание сотрудникам посольства Грузии в России. Здание было передано унитарному предприятию 'Мелодия'.
В связи с вышеуказанным фактом министерство иностранных дел Грузии обратилось 3-го октября 2006-го года с нотой протеста к российской стороне и категорически потребовало незамедлительно пресечь попытку присвоения имущества Грузии и вывести из здания гостиничного дома всех находящихся там посторонних лиц.
Информацию об упомянутом факте министерство иностранных дел Грузии оперативно предоставило всем заинтересованным государствам и международным организациям, а параллельно ведет переговоры с российской стороной с целью положительного решения вопроса.
4 июля 2007 года
С уважением, Нато Чиковани, исполняющая обязанности директора департамента прессы и информации'.
Короче говоря, внешнеполитическое ведомство Грузии уверяет, что прилагаются все усилия для возвращения нашей собственности. Однако факт, что русские в ответ и ухом не повели. Поэтому, кроме нот протеста и обращений к заинтересованным государствам и международным организациям, существуют международные правовые нормы, по которым собственность можно вернуть. Однако грузинские чиновники пока почему-то воздерживаются от этого шага.
Может, объяснят, почему?