Как отмечают международные эксперты, в преддверии намеченного на ближайшее время подписания Россией, Казахстаном и Туркменистаном уже окончательного договора по Прикаспийскому газопроводу Ашхабад активизировал свои контакты с приграничными государствами, касавшиеся развития сотрудничества в энергетической сфере, привлечения иностранных инвесторов в экономику страны.
Только за последние два месяца президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов совершил поездки в Иран и Китай, а также принял в Ашхабаде президента Афганистана Хамида Карзая. На конец июля запланирована поездка представительной туркменской правительственной делегации в Азербайджан.
По оценке экспертов, активизация внешнеполитической деятельности Ашхабада связана, в первую очередь, со стремлением Г.Бердымухамедова усилить переговорную позицию Туркменистана в контактах с Россией и Казахстаном по Прикаспийскому газопроводу, а также возможной корректировке ценовой политики в газовой сфере в сторону повышения во взаиморасчетах с Россией. В комментариях обращается внимание на то, что президент Туркменистана после встречи 12 мая в г. Туркменбаши с президентами России и Казахстана начал активно 'разъяснять' энергетическую политику своей страны, подчеркивая, что Ашхабад намерен развивать и другие маршруты транспортировки углеводородов, минуя территорию России, а также не собирается закрывать вопрос об участии Туркмении в строительстве Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря. Данные заявления президента Туркменистана получили широкое освещение в СМИ США и ЕС, которые заинтересованы в участии Ашхабада в строительстве Транскаспийского газопровода, а также подрыве согласия в треугольнике Москва - Ашхабад - Астана.
Оценивая результаты недавних встреч президента Туркменистана с лидерами Китая, Ирана и Афганистана, эксперты приходят к единому мнению, что если отбросить высокопарные эпитеты 'о важности исторического момента', 'прорыве во взаимоотношениях', то на поверхности останется только констатация массы проблемных вопросов в отношениях между странами региона без особых признаков на их разрешение. Достигнутые соглашения с Ираном о строительстве транспортного железнодорожного коридора Север - Юг из Центральной Азии к морскому побережью Ирана, а с Афганистаном - создании газопровода Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия были озвучены много лет назад и не реализованы до настоящего времени по причине политической нестабильности в регионе, а также отсутствия привлекательных мотивов для крупных инвесторов. В этой связи делается вывод, что ситуация с реализацией вновь намеченных планов вряд ли изменится в ближайшее время.
Касаясь поездки Г.Бердымухамедова в Китай, международные эксперты считают, что китайская сторона смогла добиться от Ашхабада конкретных уступок по доступу к энергодобывающему сектору страны. Главным из подписанных документов стал договор между Госагентством по углеводородным ресурсам Туркменистана и Национальной нефтегазовой корпорацией Китая (CNPC) о разделе продукции на газовом месторождении на правобережье Амударьи. Кроме того, CNPC подписала с 'Туркменгазом' 30-летний контракт на поставку 30 млрд. кубометров газа в год, начиная с 2009 года. При этом строительство прямого газопровода будут осуществлять китайцы. Китайская сторона также предоставила Ашхабаду льготный кредит на закупку в КНР буровых установок. Вместе с тем, как отмечают эксперты, Пекин и Ашхабад не пришли к согласию по маршруту строительства газопровода, срокам его введения в эксплуатацию, а также цене за газ.
Сдерживающим фактором для привлечения в Туркмению иностранного капитала, как отмечают эксперты, является отсутствие у Ашхабада свидетельств независимого аудита его газовых месторождений. И хотя в Пекине президент Туркменистана заявил, что 'буквально в последние дни мы получили доказательства наличия огромных запасов природного газа и можем гарантировать поставки определенного соглашением объема газа', в экспертных кругах считают, что рано или поздно Ашхабаду придется пойти на независимую оценку своих запасов углеводородов.
Международные эксперты, оценивая внешнеполитическую деятельность Туркменистана, обращают внимание на возросшую активность официального Вашингтона на туркменском направлении. С начала текущего года Ашхабад уже посетили пять высокопоставленных делегаций из США, которые основной упор в ходе переговоров с туркменским руководством делали на поощрении планов президента Туркменистана по диверсификации газовых маршрутов, а также привлечению Туркмении к более активному участию к достижению стабильности в Афганистане.
Как отмечает газета 'Нью-Йорк таймс' (21.06.2007 г.), Г.Бердымухамедов в ходе состоявшихся в июне встреч в Ашхабаде с командующим американскими подразделениями в регионе адмиралом Уильямом Феллоном, а также помощником заместителя госсекретаря США Эваном Фейденбаумом заявил, что он хотел бы расширить связи с Вашингтоном и американским бизнесом, но при условии отсутствия в них политической составляющей.
Комментируя эти высказывания президента Туркменистана, эксперты откровенно заявляют, что США при развитии экономического сотрудничества с государствами Центральной Азии всегда выдвигают требования в сфере демократических свобод. В отношении Туркмении, по их мнению, речь может пойти о правах человека, освобождении политзаключенных, а также о возвращении в страну лидеров туркменской оппозиции.
В публикации также подчеркивается, что указанные встречи американских официальных лиц с президентом Туркмении преследуют цель установить контакт с новым президентом Туркмении, внешнеполитические приоритеты которого для США пока не ясны. Высказывается надежда, что Г.Бердымухамедов в отличие от своего предшественника поведет страну по другому пути развития, более понятному США и Европейскому союзу.
В экспертных кругах считают, что российский вектор еще долгие годы будет определяющим в экспорте углеводородов Туркменией. Однако Москве, по их мнению, надо учитывать то обстоятельство, что внешняя политика США в Каспийском регионе на ближайшие годы будет направлена на противодействие усилению влияния России, а также на создание условий по доступу американских компаний к газовым и нефтяным ресурсам региона.