Ориентиры и направления внешней политики Турции определяются отнюдь не из-за опасений, складывающихся из ее внутренней политики, и идеологий, а ориентируются на стратегическую, экономическую области и сферу обеспечения национальной безопасности. В этом состоит секрет преемственности внешнеполитического курса Турции, его гармоничность и основательность.
В современном мире и вокруг нас происходят глобальные структурные изменения, способные оказать глубокое воздействие на судьбы человечества. Подобная трансформация порождает нестабильные ситуации, таящие в себе серьезные угрозы для такого аспекта как обеспечение национальной безопасности. Наша страна стоит на пороге выборов. В такой обстановке неопределенности, МИД Турции, опираясь на квалифицированный штаб как внутри страны, так и за ее пределами, ведет борьбу на внешнеполитическом уровне в один из самых сложных периодов своей истории.
Оценка острых проблем и характеристика международной обстановки
Несомненно, самая глобальная проблема, с которой столкнулась наша страна, это угроза национальной безопасности, исходящая из Северного Ирака - центра террористической деятельности. Политическая власть и структуры, обеспечивающие национальную безопасность, в рамках противодействия этой угрозе, всерьез рассматривают применение различных мер, в том числе проведение военной операции. Принципы внешней политики Турции основываются на международном праве, ее обязательствах и заключенных соглашениях. Она реализуется исходя из принятых договорных обязательств или действующих принципов, а также в рамках идеологии мирного сосуществования. Все, кто недооценивал эту позицию, заплатили в недавнем прошлом за это большую цену, и продолжают платить ее до сих пор.
Сегодня нельзя оценивать внешнеполитические решения и установки, будь то в военной, или политической сферах, без учета международной обстановки и произошедших в ней изменений. Наше внешнеполитическое ведомство, столкнувшись с сепаратизмом и террористической угрозой, с одной стороны, занимается выполнением своих непосредственных обязанностей с привлечением экспертов из других министерств и ведомств, а также опытных специалистов из университетов, а с другой, пытается сформировать базу для создания стратегии в долгосрочной перспективе. При этом, учитывая изменение условий экономического и политического развития, пытается определить направления, в которых необходимо развиваться.
Недоверие к Западному миру
В настоящее время наши отношения с США и Европейским Союзом переживают один из самых сложных периодов. Более того, в турецком общественном мнении еще больше усиливаются антиамериканские и антиевропейские настроения. Подобная тенденция получила свое широкое распространение в результате полного отсутствия помощи и солидарности западных стран по вопросу проведения военных операций, направленных на устранение террористической угрозы в Северном Ираке. То, что ЕС не выполняет данных Турции обещаний, является причиной усиления в общественном мнении Турции атмосферы недовольства и недоверия ее политики. Поэтому становится очевидно, что турецкому народу будет довольно тяжело избавиться от негативного представления ЕС.
Как бы то ни было, но внешнеполитическая деятельность на чувствах не строится. Внешняя политика, прежде всего, основывается на совместной заинтересованности и балансе сил. Дипломатия нуждается в определении задач, целей и предложений, базирующихся на достоверной информации и ее анализе мировой ситуации. Для этого у нас есть необходимый квалифицированный кадровый состав. Мы с вами становимся свидетелями того, как МИД Турции в последние годы, и в особенности, в последние месяцы, ведет на разных фронтах довольно ожесточенную дипломатическую борьбу. И если мы бегло пробежимся по событиям, которые произошли начиная с января 2007 года, то сможем охарактеризовать множественные проявления этой борьбы.
Пессимистические ожидания не оправдались
Действительно, если мы обратимся к событиям начала этого года, то вырисовывается совсем пессимистическая картина: рассмотрение 24 апреля в Конгрессе США вопроса о 'Геноциде армян', неизбежность раскола Ирака, откладывание проведения референдума в Киркуке, ухудшение во взаимоотношениях с США, нерешенность кипрского вопроса, - и этот список можно продолжать и дальше. Реальность такова, что эти вопросы не имеют быстрого решения, но в тоже время являются крайне серьезными для Турции. Однако другая реальность состоит в том, что ни один из пессимистических прогнозов развития этих событий пока не оправдался.
Вопрос о 'геноциде армян' никто не убирал с повестки дня. Однако в Конгрессе США он тоже не прошел. Принятие этой резолюции на сегодняшний момент противоречит национальным интересам США и ее внешнеполитическому курсу. Сегодня продолжается мучение иракского народа в результате оккупационной политики США. Но самое обидное заключается в том, что переживать эту трагедию придется еще очень долго. Ирак пока еще не разделили, однако возможный результат подобного действия представляется вполне очевидным как для региона, так и для всего мира. Необходимость сохранения территориальной целостности Ирака отражается в прогнозах и предложениях, отраженных в докладе Джеймса Бейкера. В самом Киркуке в этом году уже никто не рассматривает возможность проведения референдума, лишь за исключением курдских групп в районе Северном Ираке. Турция, также как и Ирак, постоянно проводит встречи и консультации по поводу возможных результатов референдума в Киркуке, и, безусловно, продолжит проводить.
Каналы переговоров открыты
Несмотря на всю сложность турецко-американских отношений, Турция также продолжает подобные консультации, как со странами региона и территориальными соседями Ирака, так и с руководством США в рамках двустороннего диалога, который был начат в прошлые годы. Более того, Турция расширила каналы для осуществления диалога. Так в июле 2006 года между Турцией и США было подписан Документ о стратегическом партнерстве, а в мае 2007 года его основная часть была расширенна и дополнена. Нужно подчеркнуть, что эти изменения по причине напряженности, обусловленной нечеткой позицией по вопросу сворачивания американских операций в Северном Ираке, остались за пределами восприятия турецкого общественного мнения.
Необходимо напомнить, что и Турция в Ираке имела свои интересы задолго до того, как США оккупировали территории Ирака. Вся основная нагрузка на решение иракского вопроса легла на плечи министров. Турция самостоятельно провела на официальном уровне более 10 встреч и три неофициальных встречи министров иностранных дел. Помимо этого, отдельно, Турция подготовила почву для проведения заседания министров внутренних дел и глав правительств. В сентябре 2006 года министрами внутренних дел был подписан протокол о борьбе с международным терроризмом. Сегодня в проведении подобных встреч принимают участие представители 15 стран: соседи Ирака по региону, 5 постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Китай, Франция, Англия), Германия, Италия, Канада, Япония, делегации ООН, ЛАГ и ОИК. Расширенное заседание министров иностранных дел по безопасности и стабилизации обстановки в Ираке состоялось 3-4 мая в Шарм-эль Шейхе. На нем же было принято решение о создании трех групп: по вопросам энергетики, безопасности и беженцев. Первой группе по энергетике, которую возглавила Турция, иракское правительство придало огромное значение, однако, как ни странно, в общественном мнении и прессе Турции ее первое заседание, состоявшееся буквально через месяц после конференции в Шарм-эль Шейхе - 28 июня, не получило никакого освещения.
Кипр
Переходя к характеристике кипрского вопроса, стоит отметить, что существенного, широкомасштабного решения кипрская тема не получила. Однако большой резонанс в последние месяцы приобрел вопрос о земельной собственности, когда созданная на территории Турецкой Республики Северного Кипра еврокомиссия по компенсациям провела несколько встреч на международном уровне по вопросу инициирования греками судебного разбирательства о правообладании собственностью. Но, несмотря на такие шаги, направленные на подрыв имиджа Турции в глазах мировой общественности, на позиции самих греков и государств-членов ЕС, которые пренебрегают ранее принятыми соглашениями в отношении Турции, решение Кипрского вопроса медленно, но продвигается.
Все же еще не все потеряно в переговорах Турция-ЕС, даже несмотря на враждебную позицию французского руководства по поводу членства Турции в этой организации. В период председательства Германии было открыто два новых пункта в переговорах Анкары и Брюсселя. Однако новый председатель ЕС - Португалия, а также Англия, Италия, Испания, Норвегия, страны Центральной и Восточной Европы разделяют точку зрения Президента Франции Н.Саркози, который не хочет видеть нашу страну в рядах Европейского Союза.
Нельзя не отметить, что турецкая дипломатия оказалась на шаг впереди всех остальных внешнеполитических ведомств в вопросе организации встречи между Президентом Афганистана Карзаем и Пакистана Мушаррафом, которая прошла в столице Турции - Анкаре. И при этом переговорный процесс продолжился, свидетельством чему служит проведение повторной встречи глав государств.
В прошлом марте в Анкаре состоялась встреча полномочных представителей ЕС под руководством Лариджани и Соланы, посвященная иранской ядерной программе.
Отношения Турции с Россией развиваются практически по такому же принципу, что и отношения с США и ЕС. Однако то, что мы являемся конкурентами в вопросе транспортировки углеводородного сырья, не мешает нам развивать с Россией тесное сотрудничество в таких областях, как торговля, иностранные инвестиции и сфера туризма. Кроме того, положительные результаты достигнуты в вопросах сотрудничества с Россией в области обеспечения безопасности в черноморском регионе.
В кавказском регионе Турция предприняла конкретные шаги в вопросе строительства трехсторонней железной дороги, которая соединит Грузию, Азербайджан и Турцию; развития инфраструктуры Батумского аэропорта, и главное, осуществления тесного сотрудничества в области доставки и транспортировки энергоресурсов.
На фоне этого 25 июня состоялся юбилейный саммит ОЧЭС, на котором впервые собрались все главы государств ее членов. ЧЭС - это турецкой проект. В 1998 году благодаря усилиям девятого Президента Турции С. Демиреля, было подписано соглашение в области противодействию терроризму, в 1999 вступило в силу, а в 2004 приняло окончательный вид. Самое обидное то, что долгие годы роль ЧЭС на международной арене была минимальной, и даже после событий 11 сентября, общественное мнение абсолютно не имело представления о существовании соглашения в области борьбы с терроризмом.
В последние шесть месяцев в Стамбуле на международном уровне было проведено бесчисленное количество конференций по этому вопросу на которых Турция была представлена как страна-организатор высшим руководящим составом страны. И такие конференции продолжаются...
Преемственность внешней политики
Несомненно, внешняя политика Турции долгое время находилась в большом противоречии с ее внутренней политикой. Можно утверждать, что долгое время в Турции политические полюса и государственные структуры являлись конкурентами и соперниками, что влияло на адекватный процесс принятия решений в той или иной ситуации. Но в то же время мы с уверенностью говорим, что со времени образования Турецкой Республики, основные ее параметры, а именно, независимость, безопасность и мирное осуществление сотрудничества в современном мире оставались неизменными. И в этой связи, МИД Турции, устраняя противоречия между всеми участниками политического процесса, играет одну из ключевых ролей на международной арене .
Неправительственные участники внешнеполитического процесса
Конечно, в современных условиях осуществление внешнеполитической деятельности находится в руках не только структур и организаций, которые, по определению, должны ее осуществлять. Безусловно, парламент, гражданское общество, деятели искусств и литературы, различные исследовательские центры, представители гражданских и военных подразделений, кредитные и банковские организации, пресса - все это центры силы, оказывающие прямое влияние на процесс принятия внешнеполитических решений. Но все-таки, именно на дипломатическом корпусе лежит вся ответственность за проведение переговоров и принятие решений и устранение спорных вопросов.
Реалии, определяющие внешнюю политику
Все же ориентиры и направления внешней политики Турции определяются отнюдь не из-за идеологий и опасений, складывающихся из ее внутренней политики, кризисов, случающихся региональных и мировых столкновений, а национальной, стратегической, экономической областями и сферой обеспечения собственной безопасности. Эти ориентиры складываются из реалий внутренней и внешней политики, дипломатических нужд, взлетов и падений, кризисов, столкновениями в мире и нашем регионе. Именно это порождает преемственность нашего внешнеполитического курса, его основательность и гармоничность. В нашем быстро меняющемся и постепенно выходящем из под контроля современном мире, внешнеполитические отношения продолжают основываться на национальном интересе и сохраняют эту особенность.
Оздем Санберк - бывший заместитель министра иностранных дел Турции
Перевод: Александр Бакустин
________________________________________
Борьба глобальных игроков на Черном море ("Cumhuriyet", Турция)
Россия перехватывает лидерство на Черном море, а что делает Турция? ("Yenicag", Турция)