Сербия и Россия блокируют независимость Косово, не имея никаких собственных концепций для будущего этой провинции. ЕС должен осуществить свой план, предпринимая конкретные шаги
Представьте себе, что два партнера ведут переговоры. Одна сторона предлагает детально разработанную концепцию, учитывающую многие проблемы, и кроме того, выражает готовность нести ответственность за все возникающие трудности. Другая же сторона говорит 'Нет' и, положив ноги на стол, наблюдает, ухмыляясь, что же будет дальше.
Примерно так проходят сегодня дебаты о будущем Косово. Спецпосланник ООН Марти Ахтисаари при поддержке ЕС и США представил обширный план будущего этой южно-сербской провинции. План учитывает положение этнических меньшинств, предлагает концепцию безопасности и экономические перспективы. В нем решающую роль в Косово отводится ЕС. Можно этот план критиковать, но все же это план.
Могущественный союзник Россия
Сербское правительство полностью отвергает эти предложения, поскольку они ведут к независимости Косово. При этом у него нет даже зачатков какой-либо собственной концепции, ни в отношении безопасности, ни тем более для экономики. Его единственным аргументом является суверенитет Сербии над Косово, который после войны 1999 г. существует лишь на бумаге. Ни один сербский полицейский не осмелится и шагу шагнуть на территорию Косово, где живут преимущественно албанцы, а многие из нынешних белградских политиков там вообще никогда не были.
Сербии до сих пор удавалось отстоять свою позицию только благодаря своему могущественному союзнику, России, которая может угрожать своим правом вето в Совете Безопасности ООН. Но и Москва не демонстрирует даже намека на заинтересованность в будущем Косово. Вместо этого в качестве благодарности за свою помощь Россия обеспечила себе участие в прибыльных предприятиях Сербии. Москва лицемерно предупреждает об опасности этого международного 'прецедента', и вообще радуется кислым физиономиям на Западе. Политика Москвы, в конечном счете, нацелена на то, чтобы сохранить статус-кво и тем самым иметь возможность для своего влияния по аналогии с 'замороженными конфликтами' на территории некоторых постсоветских государств.
Из-за российской блокады переговоры будут продолжены по согласованию с США и ЕС еще в течение 120 дней. Но о чем еще нужно будет говорить, никто не знает, поскольку никаких альтернативных предложений нет. Однако и США, и ЕС надеются предотвратить сценарий одностороннего провозглашения независимости косовскими албанцами. В случае признания, противоречащего международному праву, Евросоюзу может грозить раскол.
Новый раунд переговоров может иметь смысл, если его использовать для осуществления конкретных шагов. Уже и без того подготовленная миссия ЕС должна будет сменить администрацию ООН и начать государственное строительство. То, что сейчас задумали европейские дипломаты, представляет собой не что иное, как осуществление плана Ахтисаари - только без мандата ООН. В конце этого процесса окажется независимость, что будет, собственно, лишь признанием существующих фактов.
Европа имеет право так поступать. В отличие от России, но и в отличие от США, симпатизирующих албанцам, ЕС крайне заинтересован в стабильности на Балканах. Именно ему придется отвечать за последствия, независимо от того, какое будет принято решение. Все государства бывшей Югославии считаются потенциальными кандидатами на вступление в ЕС и уже сейчас получают помощь от Брюсселя. Только в Косово Европейское агентство по восстановлению, отвечающее за этот регион, инвестировало свыше 1 млрд. евро на жилищное, правовое и административное строительство. Кроме того, помощь оказывают и отдельные страны, например Германия.
Сербия хочет получить рай на земле
Однако Сербия, в которой при Слободане Милошевиче албанцы подвергались преследованиям и сотни тысяч которых остались без крова, хочет получить рай на земле: Косово должно оставаться сербской территорией. А развитием экономики и межэтническим миром должны заниматься другие.
В ходе переговоров ЕС допустил целый ряд ошибок, о которых говорят и в этом регионе. Сразу же после войны было проще, чем теперь, раз и навсегда урегулировать вопрос о статусе. Ведь сейчас сербскую сторону на переговорах представляет демократически избранное сербское правительство. Кроме того, Запад, очевидно, ошибочно рассчитывал на Россию. До последнего момента европейские дипломаты надеялись, что Кремль можно уговорить, и он все-таки согласится с резолюцией ООН по Косово.
Однако из этих ошибок вовсе не следует, что ЕС уступит позициям Сербии и России. Если не будет никаких альтернатив, то ЕС должен следовать своему плану, создавая тем самым основу для стабильности, в случае необходимости даже минуя ООН, и путем одностороннего провозглашения независимости.
_____________________________________
Россия играет жестко ("The Guardian", Великобритания)
Косово опять нуждается в помощи ("The Washington Post", США)