Лондон и Нью-Йорк всегда считались доходным местом работы для инвестиционных банкиров. Но по-настоящему большие деньги можно заработать лишь в Москве.
Разговоры о том, что в России можно быстро обогатиться, начались после того, как в дикие 90-е годы несколько человек, оказавшись в нужное время в нужном месте, прибрали к рукам все ключевые отрасли промышленности и сырьевые компании.
Однако сегодня крупными доходами и богатством могут похвастаться не только олигархи, но и банкиры. Причем, в большинстве своем не российские, а пришедшие с Запада. В России они зачастую зарабатывают в два раза больше своих коллег, обосновавшихся в финансовых столицах Запада.
'Российский рынок имеет очень высокую динамику', - считает Райр Симонян (Rair Simonyan), глава московского представительства 'Morgan Stanley', - в этом году объем первичного листинга уже превысил 20 млрд. долларов'. А так как хороших людей немного, банкам, 'приходится кое-чем жертвовать, чтобы заполучить их'.
Экономика России находится на подъеме, каждый месяц происходит несколько IPO, стремительно растет количество слияний и поглощений. И рынок диктует цены. 'Спрос на банкиров высшего звена, способных готовить подобные сложные операции, очень высок, - говорит Игорь Шехтерман, глава российского агентства по подбору персонала 'Росэксперт'. - Это приводит к немыслимому росту зарплат'.
Доходы банкиров, вообще-то, являются закрытой информацией. Однако некоторые цифры, все же, стали достоянием общественности. Так, по слухам российский 'Альфа-Банк' выплачивает своему главному банкиру Эду Кауфману 7 млн. долларов в год, несмотря на то, что тот в настоящее время пользуется не самой лучшей репутацией в Москве. Те же деньги получает Николас Джордан (Nicholas Jordan), который весной перешел из 'Deutsche Bank' в московское представительство 'Lehman Brothers'. Годовой доход банкиров, занимающих равноценные должности в других финансовых столицах, составляет всего лишь от 2 до 5 млн. долларов.
К этому следует добавить солидные премиальные, выплачиваемые в случае успешного размещения акций на бирже или выгодных приобретений. Они то и делают Россию столь привлекательной. 'Премиальные выплаты в Москве весьма высоки, - говорит Мария Жог, PR-менеджер консалтинговой компании PBN. - Они могут достигать нескольких миллионов'.
Конкурентная борьба за лучших банкиров обострилось за последние два года, когда почти все международные инвестиционные компании в погоне за высокими прибылями открыли свои отделения в Москве. Спрос на ноу-хау растет, вместе с ним растут и требования. 'В середине 1990-х годов практически ни один иностранный банкир в Москве не говорил по-русски, - вспоминает Симонян. - Сегодня знание русского языка является само собой разумеющимся'. Работа в Москве накладывает свой отпечаток: решения здесь зачастую принимаются быстрее, чем на Западе. 'Люди раньше учатся брать на себя ответственность и созревают быстрее'.
Наиболее заметно подняли зарплаты такие российские инвестиционные компании, как 'Ренессанс Капитал', 'Тройка-Диалог' и 'Альфа-Банк'. В борьбе за лучших специалистов они действуют более агрессивно, чем старые, устоявшиеся компании. Основатель 'Ренессанс Капитал' Стивен Дженнингс (Stephen Jennings) в этом году принял на работу уже 26 иностранных банкиров, в том числе Гордона Маккаллока (Gordon McCulloch), который раньше работал в московском отделении 'Goldman Sachs'. Топ-менеджерам предоставляют возможность покупки акций и участия в прибылях. Около ста сотрудников 'Ренессанс Капитал' уже владеют акциями банка. 'Эта модель повышает лояльность и мотивацию', - считает Жог.
Зарплаты отражаются на ценах - Москва стала одним из самых дорогих городов мира. Аренда квартиры за 10 тыс. долларов в месяц уже не редкость, а в ужин в хорошем ресторане может обойтись в 200 с лишним долларов на человека.