'ЧЖУНГО ЦЗИНМАО ДАОКАНЬ'
На страницах издания 'Чжунго цзинмао даокань' (China Economic & Trade Herald), печатного органа Госкомитета КНР по делам развития и реформы, 4 июля размещена заслуживающая внимания аналитическая статья, в которой китайские экономисты пытаются ответить на вопрос 'Быть ли зоне свободной торговли?'. Обращая свои взоры на страны, имеющие позитивный опыт экономической интеграции, эксперты предлагают новый грандиозный проект, который, по их мнению, может принципиально изменить экономическую ситуацию на российском Дальнем Востоке. Речь идет о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между РФ и КНР в этом регионе, которая обеспечит беспрецедентные масштабы российско-китайского экономического сотрудничества, еще больше сблизит народы двух стран и 'превратит Дальний Восток в один из основных торгово-экономических центров в АТР'.
По мнению специалистов, в будущую ЗСТ могли бы войти 3 северо-восточные провинции и автономный район Внутренняя Монголия Китая, а с российской стороны - 10 областей Дальнего Востока и Читинская область (схема '11+4'). Основной аргумент китайских специалистов сводится к тому, что в отношениях между РФ и КНР фактически отсутствуют противоречия, а это -благодатная почва для поиска новых стратегически выгодных направлений экономического сотрудничества. Однако при этом авторы публикации намекают на то, что 'Китай находится на значительном подъеме, в то время как России еще предстоит восстанавливать свою экономику', поэтому предлагаемый проект русские, видимо, не смогут отвергнуть. Интрига создания зоны свободной торговли заключается в том, что со временем в процесс экономической интеграции на Дальнем Востоке могут быть вовлечены Япония и Корея, партнерство с которыми по твердому убеждению аналитиков 'не отразится на крепнущих российско-китайских связях в торговой области'.
В суждениях китайских экономистов есть определенная логика, но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что Китай верен себе и по-прежнему делает ставку на инвестиции, которые позволят увеличить объемы добычи полезных ископаемых на Дальнем Востоке, но не более того. Упоминая о возможности использования в совместных проектах на территории ЗСТ китайских технологий и оборудования, аналитики все же больше говорят о готовности КНР первоначально финансировать именно те проекты, которые так или иначе связаны с дальневосточными ресурсами. Приоритетным направлением должно стать развитие угольной, лесной и пищевой промышленности, уверены эксперты. Далее их внимание фокусируется на демографической проблеме, в частности на том, что обширные территории Дальнего Востока и низкая численность населения, составляющего всего 5% всех жителей России, крайне негативно влияют на уровень развития сельского хозяйства в регионе. Китай же готов предоставить любое число сельхозработников, помочь в освоении плодородных дальневосточных земель и оказать содействие в развитии сельхозпроизводства. В перспективе можно будет рассчитывать на экспорт продукции сельского хозяйства из ЗСТ в США, Японию, Корею и другие страны, причем эти продукты 'будут соответствовать общепринятым мировым стандартам', полагают китайские экономисты.
Акцент делается на 'изначальной необходимости развития сырьевого сектора, который не только привлечет иностранных инвесторов, поднимет статус Дальнего Востока, но и позволит Китаю получить гарантированный доступ к этим ресурсам:' Нельзя не заметить, что авторы статьи в полемическом порыве неоднократно возвращаются именно к перспективам совместного с РФ освоения природных ресурсов, думая в основном о китайском бизнесе, а не о вариантах сотрудничества с российской стороной в сфере промышленного производства. В принципе, предлагаемая китайцами схема создания ЗСТ заслуживает детального изучения, однако важно определить, насколько такое предложение отвечает интересам России. Пока что можно согласиться с тем, что приграничные города РФ и КНР уже накопили достаточный опыт в вопросах экономического взаимодействия и организации торговли, поэтому новый проект, подразумевающий 'создание небольших ЗСТ с их последующим укрупнением и объединением по схеме '11+4', вполне резонен.
В контексте темы интерес представляют планы строительства скоростной дороги Харбин-Владивосток, моста через Амур, а также развития инфраструктур в Градеково, Забайкальске, Благовещенске и на других пограничных переходах. Кроме того, нельзя игнорировать желание китайских партнеров активизировать гуманитарные контакты в рамках этого проекта. Как пишет издание, Китай намерен организовать в своих приграничных городах центры русской культуры, открыть музеи российско-китайской дружбы, на регулярной основе проводить недели русской культуры, а также разработать различные образовательные программы. Такие акции, по мнению специалистов, будут способствовать укреплению имиджа РФ среди граждан КНР, многие из которых связывают свое будущее именно с Россией.