На этой неделе Россия совершила настоящую сенсацию, 'помахав флагом' на Северном полюсе, до которого добрались атомный ледокол и исследовательское судно.
Последовавший за этим опаснейший четырехкилометровый спуск на дно океана на двух батискафах стал очередной вехой долгой истории российских исследований Арктики, в которой немало героических страниц. Россия, которой, как кое-кто полагал, не должно быть уже ни слышно, ни видно, потрясла всех, заявив дерзкую претензию на немалую часть Северного Ледовитого океана, под которым, не исключено, скрыто до 25 процентов мировых запасов нефти и газа.
Из-за глобального потепления, вызванного неумеренным сжиганием ископаемых топлив, арктический паковый лед быстро тает - и, словно в насмешку, заманивает нас дальше в Арктику, как для добычи энергоносителей, так и для расширения морских торговых путей.
Сейчас президент России Владимир Путин, уж на что привык держать каменное лицо, наверняка покатывается со смеху, наблюдая, какой ужас охватил Канаду, США, Норвегию и Данию, которые тоже уже давно голодными глазами глядят на Крайний Север. Кремль заявил, что континентальный шельф Сибири простирается вдоль подводного хребта, названного именем Ломоносова, знаменитого русского ученого 18-го века, до самого Северного полюса. По нормам международного права, исключительная экономическая зона каждой страны составляет 200 миль от ее берегов. Вот Россия и говорит, что на самом деле Северный полюс - это не что иное, как продолжение северной части Сибири. Санта-Клаусу это точно не понравится.
Не понравилось это и Оттаве. При одной мысли о том, что у русских хватило нахальства 'застолбить' Заполярье, пусть даже чисто символически, правительство пришло в ярость. Дело, видимо, в том, что Канада и хотела бы выступить с собственными притязаниями на Арктику, но, к нашему стыду, для того, чтобы защищать эти территории или даже наблюдать там за порядком, у нас нет ни ледоколов, ни патрульных кораблей, ни стратегических самолетов, ни баз. Все новые канадские ледоколы и сторожевики пока еще стоят на верфях.
- У нас не пятнадцатый век! - восклицает министр иностранных дел Питер Маккей (Peter MacKay), - Никакая страна не может заявить свои права на территорию, если просто поставила там свой флаг.
Истинная правда. Однако, судя по всему, Оттаве не пришло в голову, что ее вооруженные силы и военный бюджет, и без того не сильно-то большие, гораздо лучше было бы использовать на то, чтобы защищать притязания собственной страны в Арктике, а не на то, чтобы гоняться за пуштунами в богом забытых горах Афганистана.
Не менее злобно - и не менее бессмысленно - отреагировал и Вашингтон. Мало того, что из Сиэтла к Северному полюсу был сразу же на всех парах отправлен американский ледокол - люди из вашингтонской Администрации тут же публично выразили беспокойство в связи с тем, что легендарный Северо-Западный проход, оказывается, может быть 'использован для перевозки террористов'. И это говорит страна, только через мексиканскую границу которой нелегально пробирается по 200 тысяч нелегалов в месяц!
СУТЬ ПРЕТЕНЗИЙ РОССИИ
Надо сказать, что у России есть масса исторических причин претендовать на Арктику. Дольше русских там плавали, пожалуй, только норвежские викинги. Русские моряки ходили по морям севернее Сибири - например, в Карском море, а также в Белом море и Море Лапатевых (так в тексте - прим. перев.), всего в 700 километрах к югу от Северного полюса - еще в 1032 году. В 17-м веке несколько крупных российских экспедиций нанесли Арктику на карты, а при Петре Великом Россия открыла северные моря для морской торговли и колонизировала Аляску.
Москва, заметим, говорит, что уважает международное право и собирается предъявлять свои претензии на Арктику в ООН. Правильно делает. По крайней мере, одна крупная держава заявляет о приоритете международного права. А ведь Москва могла бы пойти по пути, проторенному правительством Буша в Ираке, и заявить, что собирается оккупировать Северный полюс, поскольку 'деструктивно настроенные тюлени' наверняка спрятали там оружие массового поражения.
Ну ладно, хватит шуток. Все-таки столь масштабные территориальные претензии Москвы - это уже чересчур. С вопросом использования ресурсов Арктики, который не только реально важен, но и потенциально опасен, так обходиться нельзя. Чтобы сдержать грозящую выйти из-под контроля новую 'золотую лихорадку', есть гораздо лучший способ.
Весь овал арктической зоны, окруженный двухсотмильными зонами Канады, США, Норвегии и Дании, должен стать особой зоной под контролем ООН, и любая страна, которая захочет заниматься в этом районе бурением или добычей полезных ископаемых, должна будет покупать концессии у ООН и платить роялти, которые будут тратиться на гуманитарные и экологические проекты. Те места, где исключительные экономические зоны разных стран пересекаются - у берегов Гренландии, в Беринговом проливе, у норвежского Шпицбергена и российской Земли Франца-Иосифа, между греческими и турецкими островами в Эгейском море, на архипелагах Парасель и Спратли в Южно-Китайском море - также должны стать особыми международными территориями (как Антарктида) и экономическими зонами под управлением ООН.
Это и есть самый 'взрослый' способ разрешения глобальных ресурсных конфликтов. Он называется 'надо делиться'.
__________________________________
Серьезная заявка Путина на победу ("The Financial Times", Великобритания)
Дрейфующая станция 'Путин' ("The Sunday Times", Великобритания)