Захват власти в секторе Газы палестинской радикальной исламистской организацией ХАМАС и фактический распад территорий, управляемых Палестинской национальной администрацией, на два анклава делают почти очевидным тот факт, что, несмотря на оптимистические заявления последних дней, идея разрешения израильско-арабского конфликта по модели "два государства для двух народов" себя в основном исчерпала. Мировое сообщество явно начинает поиск новых форм политической организации для арабов, живущих в Западной Эрец Исраэль/Палестине. Де-факто это означает, что по отношению к каждой из территорий - "Фатахленду" на Западном берегу р. Иордан под контролем председателя ПНА Махмуда Аббаса и "Хамасстану" во главе с правительством Исмаила Хании в секторе Газы, будет применяться самостоятельная политика.
Позиции сторон
При этом, если Махмуд Аббас (Абу Мазен) все еще рассматривается почти всеми сторонами, вовлеченными в разрешение ближневосточного конфликта, как вполне релевантная фигура, критичная для поддержания стабильности на Западном берегу (в силу чего его активно накачивают ресурсами, вооружением и финансовой поддержкой), то с Газой ситуация иная.
С момента победы радикальных исламистов из движения ХАМАС на выборах в парламент ПНА в январе 2006 г. Газа, из которой за пять месяцев до этого тогдашний премьер-министр Израиля Ариэль Шарон в одностороннем порядке вывел ЦАХАЛ и еврейские поселения, сектор Газы превратился в плацдарм непрекращающегося антиизраильского террора. Причем эта деятельность велась либо по официальному приказу приближенных Хании, либо - в период действия соглашений о "перемирии" и "прекращении огня" с Израилем - под прикрытием якобы не контролируемых "политическим руководством" ХАМАС боевым крылом этой или других террористических организаций ("Исламский джихад", "Комитеты народного сопротивления" и т.д.). Так, с января 2006 г. с территории сектора Газы по южным израильским городам Сдероту, Ашкелону и поселкам Западного Негева было выпущено около 1500 ракет "Касам" и минометных снарядов (втрое больше, чем до "размежевания" и прихода правительства ХАМАСа к власти), в результате чего пострадали около 100 граждан Израиля(1).
В ответ Израиль предпринял усилия по политической, дипломатической и экономической изоляции правительства Хании, с которыми официально или неофициально солидаризировалось большинство демократических стран мира, имеющих интересы на Ближнем Востоке. В дополнение к бойкоту ЦАХАЛ время от времени проводил точечные ликвидации звеньев ракетчиков, полевых командиров палестинских боевиков и другие ограниченные военные операции, хотя полномасштабная зачистка сектора, на которой настаивали многие военные и политики, так и не состоялась.
При этом изоляция правительства ХАМАСа не была герметичной. Средства для него - пусть и в недостаточных масштабах, поступали от Ирана и арабских стран; контакты с ХАМАСом официально, в рамках "нового прочтения" своих ближневосточных интересов, поддерживали Москва, Пекин и неофициально - две-три европейские страны. Попытки международных благотворительных организаций построить систему поддержки социально-гуманитарных институтов в ПНА в обход правительства Исмаила Хании в основном провалились. Немалая часть этих средств, равно как и ресурсов, предоставляемых Израилем, Евросоюзом и США "умеренному" ФАТХу для борьбы с "исламскими радикалами", также оказалась в распоряжении последних. Наконец, сам Израиль, даже в периоды наибольшей волны обстрелов своей территории из Газы, продолжал под давлением общественного мнения за пределами и внутри страны, не желавшего допустить в секторе "гуманитарной катастрофы", поставлять туда воду, электроэнергию, топливо и продукты питания.
По всем признакам ситуация приобретала характер патовой: ни ХАМАС, потребности которого все эти ресурсы обеспечивали в лучшем случае на 20-25 процентов, ни Израиль, руки которого были в отношении Газы во многом связаны внутренними и внешними обстоятельствами, не могли разрешить ситуацию в свою пользу. Первыми "моргнули" хамасники, которые, чувствуя, что время работает против них, пошли на насильственное устранение конкурентов из ФАТХа и окончательный захват власти в Газе.
В результате ХАМАС предстал перед международным сообществом именно в том виде, в каком его пытался на протяжении последних лет изображать Израиль, что на первый взгляд может легитимизировать его решительные действия, способные закрыть тему в принципе. Так, действия ХАМАСа по захвату власти в Газе безоговорочно осудила организация 'Исламская конференция' (ОИК). Еще более жесткую линию по отношению к режиму ХАМАСа в Газе занял Белый дом. Президент Буш почти сразу же заявил, что "хамасовцы своими действиями, несомненно, продемонстрировали, что их линия - это экстремизм и убийства, в намного большей степени, чем служение интересам палестинского народа". В свою очередь, госсекретарь США Кондолиза Райс пообещала, что ни США, ни "квартет" (США, Россия, Евросоюз и ООН) не пойдут на сотрудничество с ХАМАСом, пока эта организация не признает Израиль и не откажется от террора(2). Эта доктрина была представлена в преддверии встречи " квартета" в Лиссабоне и как официальная позиция ЕС министром иностранных дел Португалии (дежурным председателем Европейского союза) Луисом Амадо.
Однако в этой конструкции почти сразу же появились бреши. В частности, Москва, следуя своей "особой линии" по отношению к ХАМАСу (который российский МИД не считает террористической организацией), так и не озвучила никакой вразумительной позиции. В дополнение Саудовская Аравия, которая проявляет все меньше интереса к реализации мирной инициативы, выдвинутой королем Абдаллой и одобренной Лигой арабских государств, неожиданно потребовала, вопреки позиции Израиля, США, Египта и Иордании, включить представителей ХАМАСа в мирную конференцию, с инициативой созыва которой выступил Вашингтон. (Израильские спецслужбы считают, что королевский дом испугался вероятных терактов, которыми угрожают "Аль-Каида" и Иран, и уступил инициативу иорданскому монарху(3)).
Не исключено, что именно по этой причине официальное заявление "квартета" было выдержано в намного более обтекаемых формулировках(4).
Становится ли Газа "новым Ливаном"?
Именно на этих противоречиях пытается играть правительство Исмаила Хании в этот наиболее критичный для выживания ХАМАСа момент. После пяти дней боев с вооруженными группами активистов ФАТХа ХАМАС в последние недели изо всех сил демонстрирует "порядок и стабильность" в Газе. Очевидно, что Хания делает все возможное, чтобы убедить международных "спонсоров" ближневосточного процесса, что он является реальным и единственным адресом в Газе, с которым можно и нужно иметь дело. Этой цели, по мнению аналитиков, послужило и освобождение - без всяких условий - проведшего два месяца в плену у террористов из "Армии Ислама" корреспондента ВВС, равно как и "решительный поворот" в позиции лидеров ХАМАСа по отношению к фигуре спецпосланника "квартета" на Ближнем Востоке, бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра. (По сообщению СМИ, ХАМАС, который вначале подверг резкой критике идею назначения Блэра, заявил о готовности к "тесному с ним сотрудничеству"(5), а позже в интервью британской Guardian Хания вообще говорил об усилении контактов между лидерами ХАМАСа и правительством Великобритании, что, впрочем, последним было решительно опровергнуто(6).)
Эта тактика приносит определенные плоды - целый ряд вовлеченных в разрешение израильско-палестинского конфликта сторон уже пошел на неформальные контакты с представителями ХАМАСа, а бывший госсекретарь США Колин Пауэлл в радиоинтервью прямо признал, что, по его мнению, и США, так или иначе, придется найти приемлемую форму для общения с ХАМАСом.
Впрочем, мало кто сомневается в том, что основной целью ХАМАСа будет использование этого "политического" процесса как прикрытие для восстановления своей инфраструктуры и подготовки нового поколения боевиков, сильно пострадавших от точечных ликвидаций и ограниченных спецопераций последних недель.
По мнению Армии обороны Израиля и израильских спецслужб, этот процесс уже находится на довольно продвинутой стадии. По всем признакам, легенды о разрозненных партизанских группах боевиков, обстреливающих территорию Израиля болванками из обрезков водопроводных труб, есть не более чем дымовая завеса, скрывающая реальную картину. По данным израильской военной разведки (АМАН), за два года, прошедших после эвакуации поселений и вывода частей ЦАХАЛа из сектора Газы, ХАМАС сумел завершить создание в секторе регулярной армии численностью от 9-10 до 13-15 тысяч человек, построенной по типу "Хизбаллы, и осуществляет полный контроль над миллионным населением. В этой разделенной на четыре дивизии, бригады, батальоны и специальные части армии царят дисциплина и порядок, соблюдается четкая субординация и связь между подразделениями, проводятся учения и маневры.
По данным израильской прессы, армия ХАМАСа вооружена современным стрелковым оружием, противотанковыми ракетами "Малютка" (AT-3 Sagger), переносными ЗРК "Стрела-2" (SA-7 Grail), гранатометами, включая новейшие РПГ-29 российского производства, широко использовавшиеся "Хизбаллой" против израильской бронетехники во время второй ливанской войны. Кроме того, по сведениям военной разведки, ХАМАС располагает и неуправляемыми снарядами для реактивных систем залпового огня, значительным числом пулеметов, в том числе крупнокалиберных, тысячами единиц ручных противотанковых гранатометов и большим количеством взрывчатых веществ и боеприпасов(7).
Часть этого вооружения, включая противотанковые и зенитные управляемые ракеты, а также большое количество радиостанций, приборов ночного видения и биноклей, которое хранилось на складах силовых структур ПНА, подвластных ФАТХу и лично Абу Мазену, оказалось в распоряжении ХАМАСа после вооруженного переворота в секторе Газы. Еще больше оружия поступило и продолжает поступать контрабандой через египетскую границу. По данным разведки, за месяц террористам удается переправить в сектор Газы около 20 тонн взрывчатых веществ и тысячи единиц оружия. Наконец, часть вооружений, включая взрывные устройства и ракеты "Касам", производятся на месте. (Для их начинки, по сведениям израильской разведки, было использовано около 30 тонн взрывчатки, контрабандой доставленной за последний год через тот же 'филадельфийский коридор'.) При этом подчеркивается, что захваченное оружие уже применяется в деле. Так, во время последних операций в секторе Газы солдаты ЦАХАЛа неоднократно подвергались ракетным обстрелам с применением новейших типов вооружений.
Продолжение следует...
Понятно, что рассматривать весь этот потенциал в качестве "оборонного", т.е. существующего исключительно на случай израильской атаки, было бы крайне наивно. Как внутренние, так и внешние факторы, с которым вынуждено считаться правительство ХАМАСа, говорят против этой версии. Так, лишь 23% респондентов в секторе Газы, как следует из опубликованного 22 июля опроса, полностью поддерживают политику ХАМАСа; почти 90% определили ситуацию на "территориях" как "крайне тяжелую". Согласно этому же исследованию, 66% тех, кто голосовал в Газе за ХАМАС на прошлых выборах, сегодня поддержали бы партию Махмуда Аббаса, если бы она пообещала провести масштабные реформы государственных структур(8).
Другого способа сбить накал этого недовольства, кроме как направить его против Израиля, у лидеров ХАМАСа практически нет. (Согласно опросу, 70% палестинцев в той или иной степени продолжают поддерживать террористические действия.)(9) Следовательно, отказ от "активных" террористических действий в отношении Израиля подрывает саму базу ХАМАСа как организации, т.е. обессмысливает ее существование и делегитимизирует ее претензии на власть. Не менее важно и то, что подобное развитие событий резко снизит заинтересованность в ХАМАСе его спонсоров - Ирана и международных исламских террористических сетей. В частности, нет сомнений, что Иран, вложивший в ХАМАС и "Исламский джихад" сотни миллионов долларов, в случае нового обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы, потребует от этих организаций переключить на себя внимание. (Как известно, примерно так летом прошлого поступил другой вассал Ирана - ливанская радикальная шиитская организация "Хизбалла".)(10)
Таким образом, ни политики, ни военные, ни общественность - как в Израиле, так и за рубежом - не исключают, что за первым актом - завершением процесса структурирования своей власти ХАМАСа в Газе, рано или поздно может последовать второй, в ходе которого военный потенциал ХАМАСа будет направлен против Израиля. Так, по оценкам штаба Южного округа ЦАХАЛа, несмотря на то, что сегодня ХАМАС несколько снизил интенсивность обстрелов израильской территории (де-факто, продолжая террор под вывеской других организаций), новые атаки против Израиля - это лишь вопрос времени. Более того, дальнейшее усиление потенциала ХАМАСа и невмешательство в происходящее, по тем же оценкам, уже в ближайшее время может привести к тому, что вместо неточных ракет "Касам" боевики начнут использовать реактивные системы залпового огня, подобные тем, что использовала "Хизбалла" для обстрела севера Израиля.
По мнению АОИ, коль скоро дипломатическая ситуация сейчас позволяет провести широкомасштабную операцию по искоренению инфраструктуры террора в Газе, следует срочно действовать, пока ХАМАС окончательно не перевооружился и не изменил "баланс сдерживания" в свою пользу(11). Однако политическое руководство Израиля, сознавая необходимость немедленных действий по уничтожению криминально-террористического анклава в Газе, вынуждено учитывать и немалые внутриполитические издержки, связанные с разнонаправленными интересами партий, образующих костяк нынешней "стабильно-нестабильной" коалиции. Потому военное и политическое руководство продолжает колебаться в выборе возможных моделей поведения:
"Афганской", предполагающей ликвидацию инфраструктуры
террористических организаций методом воздушных атак и ограниченных наземных операций при параллельном поиске сил, которые могут составить альтернативу режиму ХАМАСа.
"Ливийской", в рамках которой следует организовать массированное давление на режим ХАМАСа в Газе с тем, чтобы не оставить ему никакой реальной альтернативы, кроме отказа от планов уничтожения Израиля, сложить оружие, признать соглашения Израиля и ООП и открыть территорию Газы для проектов "либерализации" и "демократизации".
"Иракский" - повторная оккупация Западного берега и Газы, физическое уничтожение террористических организаций и последующая "демократизация" палестинских территорий при участии США, "ближневосточного квартета" и "умеренных" арабских режимов.
Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы, но в любом случае отложить решение на будущее, как бы нынешнему правительству Израиля этого ни хотелось, не получится.
1. См. http://newsru.co.il/mideast/28jul2007/qassam903.html
2. Associated Press, 19.07.2007
3. См.: "Saudi Arabia backs out of Arab peace initiative Saudi king gets cold feet over. suspicions of Iran and fears of terror attacks sponsored by al-Qaeda, Israeli official says", Ynet, 21/07/2007
4. См.: "Quartet Statement Following July 19 Meeting", U.S. DEPARTMENT OF STATE, Office of the Spokesman, Media Note, 2007/614 (July 20, 2007)
5. Times (London) 23.07.07
6. Haniyeh: Britain has strengthened ties with Hamas", Ynet, 26. 07.07
7. Едиот ахронот, 6.07.2007
8. Palestinian Center for Policy and Survey Research (PSR), Palestinian Public Opinion Poll No. (24), 14-20 June 2007
9. См. Результаты опроса на http://www.intersol.co.il/ispr/index.php?page=3822
10. Подробнее см. Владимир (Зеэв) Ханин, "Вторая Ливанская или первая Иранская? Военно-политические аспекты войны Израиля с исламским террором". Институт Ближнего Востока, 26 июля 2006, http://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html
11. Yaakov Katz, "Analysis: Taking on Hamas: A case of now or never?" Jerusalem Post, 20.07.2007