Всем известно, что Санта-Клаус - гражданин Канады. Каждый год дети со всего мира отправляют ему - через канадскую почтовую службу - множество писем со своими пожеланиями на рождество. И точно так же нам известно, что Санта-Клаус живет на Северном полюсе.
Из этого следует, - с той же неизбежностью, как ночь следует за днем - что Северный полюс принадлежит Канаде. Да это любому ребенку понятно!
К сожалению, зануды-взрослые - специалисты по морскому праву, рассматривающие заявки на скованные льдом пространства Северного Ледовитого океана - в Санта-Клауса не верят. Максимум, что они нам готовы предоставить - это двухсотмильную экономическую зону к северу от острова Эллесмер, а от ее границ до полюса, между прочим, аж 250 миль!
В этой связи идея о том, что каждая страна имеет также право претендовать на часть океана, соединенную с ее побережьем континентальным шельфом, представляется весьма разумной. Благодаря сделанному в прошлом веке открытию, связанному с тектоническими плитами, мы сегодня можем довольно точно определить границы континентального шельфа, и утверждать, что он в принципе представляет собой продолжение материковой суши. Над этими шельфами, а также на граничащих с ними банках, расположены основные рыболовные промыслы планеты, и хотя бы ради сохранения биоресурсов стоило бы передать суверенитет над такими зонами конкретным странам.
Сегодня, однако, еще большее значение приобретают нефть, газ и минералы - таким образом, контроль над прилегающими районами морского дна может принести стране баснословное богатство. Разворачивается нечто вроде 'борьбы за Африку' в колониальную эпоху - эксперты ломают копья, скажем из-за угла, под которым расположен какой-нибудь мыс, обозначающий крайнюю точку государственной границы, поскольку от этого зависит невидимая линия, проведенная по океанским волнам, под которыми, возможно, кроются несметные богатства. Результатом неизбежно становится 'кошмар юрисдикций'.
Ситуация еще больше осложняется, когда по разные стороны одного и того же континентального шельфа расположены две или несколько стран. Если расстояние между ними велико, где следует проводить разграничительную линию? К тому же не стоит забывать: все государства издревле заинтересованы в свободе морей - праве беспрепятственно плавать в открытом океане, независимо от глубин.
Джентльменам не пристало браться за оружие, поскольку джентльмены всегда находят разумный компромисс. Однако в нашем мире не все государства ведут себя по-джентльменски. На этот случай джентльменам следует держать порох сухим, чтобы защитить не только собственные интересы, но и интересы всей мировой цивилизации.
На этой неделе администрация Владимира Путина - верного сына советской тайной полиции ЧК - символически 'аннексировала' Северный полюс, установив с помощью батискафа на морском дне в этой точке титановый российский флаг.
С технической точки зрения это было более или менее впечатляющее достижение. Впрочем, Сергей Балясников, представитель российского Арктического и Антарктического НИИ, не скупился на хвалебные эпитеты: он назвал эту акцию 'выдающимся научным достижением', сравнив ее с 'водружением своего флага на Луне'. Что ж, в одном он по крайней мере был точен - актеры, участвовавшие в этом представлении, действительно забрели очень далеко от дома.
В качестве политического и дипломатического трюка эта акция отвечала всем характеристикам, свойственным деятельности Путина во главе государства. Это была неуклюжая, ребяческая, бездумно конфронтационная выходка с налетом легкого психоза.
Русские заявляют: их исследователи 'обнаружили', что подводная гряда, пересекающая Северный Ледовитый океан, 'на самом деле' является продолжением сибирского континентального массива. Однако, поскольку гряда протянулась до Северной Америки, претендовать на ресурсы, возможно, расположенные в недрах под полюсом, с таким же успехом может Канада, или Дания (которая владеет Гренландией). Кстати, если уж на то пошло, наша страна расположена куда ближе к полюсу, чем Сибирь.
Наконец, свой кусок пирога могут потребовать американцы (им принадлежит Аляска) и норвежцы (не только архипелаг Шпицберген, но и северное побережье этой страны граничат с арктическим регионом).
В общем, по убедительности аргументы Москвы сравнимы разве что с теми доводами насчет Санта-Клауса, о которых я говорил в начале статьи. С помощью таких аргументов я могу, скажем, предъявить претензии на нефтегазовые ресурсы Персидского залива от имени Исландии, утверждая, что эти две точки соединяет некая гряда или другие подводные возвышенности. К счастью для нас, у Исландии нет ядерных ракет, и руководят ей лидеры, не страдающие легкой формой психоза.
Этот российский трюк - не что иное, как намеренный акт агрессии, затрагивающий наши интересы и интересы всех цивилизованных стран. И воспринимать его следует всерьез. Премьер Харпер справедливо отмечает, что Канаде необходимо радикально увеличить расходы на оборону наших арктических территорий. Кроме того, нам надо наладить более тесное сотрудничество с союзниками - Вашингтоном, Копенгагеном и Осло.
Дэвид Уоррен - обозреватель Ottawa Citizen
Мониторинг: читатель ИноСМИ - Aliado
________________________________
Кто-нибудь, расскажите Санта-Клаусу, что случилось ("The Edmonton Sun", Канада)
Отдайте Арктику России - и ждите новых экологических катастроф ("The Sunday Times", Великобритания)