Российский президент Владимир Путин приступил к реализации очередной серии своих империалистических устремлений. Оказалось, что возвращение российского флота в Средиземное море и контроль над покинутыми после распада Советского Союза сирийскими портами Тартуса и Латакии было лишь вопросом времени.
Поднятие российского флага на сирийской земле имеет серьезные стратегические последствия. Во-первых, это вызов для США и главенствующей роли их Шестого флота, размещенного в Средиземном море. Во-вторых, самим своим физическим присутствием в Сирии, Россия заявляет о своем активном участии во всех процессах и конфликтах на Ближнем Востоке, о том, что у нее есть своя позиция, с которой придется считаться.
С точки зрения Израиля можно ожидать изменения правил игры в Средиземноморье в целом, и вдоль сирийско-ливанского побережья, в частности: советских кораблей-шпионов в Средиземном море мы не видели довольно давно. Постоянная морская база в Сирии значительно упростила бы для них проведение операций в нашем регионе.
Эти обстоятельства неизбежно ограничат свободу действий израильского ВМФ. Можно также предположить, что в случае войны Израилю станет сложнее атаковать наземные цели. Крупномасштабный договор между Россией и Сирией о продаже российского оружия этой стране включает, помимо прочего, системы защиты береговой линии и портов, а также самые современные ракеты класса земля-море. Теперь мы понимаем, почему.
Россия может сыграть роль 'ответственного взрослого'
Таким образом, теперь в случае любой военной операции против Сирии Израилю придется принимать в расчет российское присутствие. И это присутствие не обязательно будет нейтральным. Есть основания предполагать, что в подобном конфликте Россия займет чью-либо сторону, по крайней мере, дипломатически.
Однако, возможно, ситуация не так безрадостна. На самом деле, находясь в Сирии в качестве 'ответственного взрослого', Россия может сдержать эскалацию вооруженного конфликта между Сирией и Израилем.
Мы уже сейчас видим, что русские не стали продавать Сирии некоторые проблемные с нашей точки зрения виды вооружений: 'Скады' следующего поколения, сменившие 'Скад', или российский аналог зенитных ракет 'Пэтриот'.
Хотя русские и согласились усовершенствовать сирийские самолеты МИГ-29, они еще не приняли решения о продаже Сирии новых самолетов модели МИГ-31А. Россия все еще думает, продавать ли Сирии многие из тех видов вооружений, о которых она попросила.
Более того, Россия, вероятно, сможет сыграть ключевую роль в высвобождении Сирии из 'медвежьих объятий' Ирана. Когда идет речь о выводе американских войск из Ирака, именно российский потенциал сдерживания может встать на пути грозящей захлестнуть регион волны фундаментализма.
Перевод: Мария Митлина