В бывшем Советском Союзе психиатры настолько извратили определения психических заболеваний, что их пациентами становились люди, чья 'ненормальность' заключалась в том, что они искали правды и справедливости. Диссидентов регулярно бросали в сумасшедшие дома и мучили психотропными лекарствами лишь потому, что они открыто выражали свое несогласие с властями. Логика была такова: кто не согласен с коммунизмом, тот сумасшедший.
Эти и другим возмутительные практики были нормой в течение нескольких десятилетий. Но после краха СССР психиатры и правозащитные группы в России и за рубежом решили, что российские власти отказались от столь вопиющего злоупотребления медициной и психиатрией.
Увы, это может быть не так. Как сообщил на прошлой неделе корреспондент [Chicago] Tribune Алекс Родригес (Alex Rodriguez), российские власти возвращаются к советским репрессивным методам, используя психиатрию для подавления политических оппонентов. 'Мы возвращаемся к советскому сценарию, когда психиатрические учреждения использовались в качестве инструментов наказания, - говорит Юрий Савченко, президент Независимой психиатрической ассоциации России. - Я бы это назвал даже не карательной, а полицейской психиатрией, когда основной задачей становится защита государства, а не лечение больных людей'.
Вот одно жуткое свидетельство: этим летом Лариса Арап, активистка движения бывшего чемпиона по шахматам Гарри Каспарова, находящегося в оппозиции президенту России Владимиру Путину, выступила соавтором статьи, в которой описывались жестокие практики, используемые в местных психиатрических больницах. Когда она пошла в мурманскую клинику за справкой, необходимой для продления водительских прав, врач вызвал милицию, и она была доставлена в местную лечебницу. Предварительный диагноз: несогласие с Путиным. 'Одна из врачей спросила меня, нормально ли, по моему мнению, писать такие вещи, - говорит дочь Арап Татьяна. - Она сказала: 'Такие вещи писать невозможно. Это запрещено'. Иными словами, чтобы писать такое, нужно быть сумасшедшей'.
Теперь Арап томится в психбольнице, где ее накачивают психотропными средствами.
Это тревожное напоминание о советской эпохе. Почти двадцать лет назад Советы начали говорить правду и как будто даже реформировать систему. Официальные лица признали, что в 1970-е годы психиатрия систематически использовалась для борьбы с диссидентами, которые объявлялись психически больными и отправлялись в больницы. Санкционировать такое лечение было несложно.
В 1988 г. направление здоровых людей в психиатрические больницы было объявлено незаконным. МВД передало Минздраву управление специальными психиатрическими клиниками. В 1991 г. комитет советских ученых и психиатров принес официальные извинения за один громкий случай безосновательной госпитализации диссидента, выступавшего против коррупции в коммунистической партии и 'культа личности' тогдашнего лидера Никиты Хрущева.
Похоже, сегодня злоупотребления происходят не так часто и не имеют систематического характера. Но почему по прошествии стольких лет они имеют место? Одна из причин - в том, что власть закона в России еще хрупка. Для предотвращения подобных случаев существует слишком мало сдержек и противовесов. На федеральном уровне нет такого органа, который вступился бы за человека, отправленного в психушку местным психиатром или судьей по надуманному обвинению. Многие судьи коррумпированы и склонны действовать по указке местных и региональных властей.
Обнадеживает то, что некоторые группы, такие, как организация Савченко, готовы противостоять властям и выявлять злоупотребления. Сегодня от международного сообщества требуется критический анализ и давление, подобные тем, что стимулировали реформы в восьмидесятые. Возможно, долго ждать не придется. Представители Американской психиатрической ассоциации 'очень обеспокоены' и исследуют случаи предполагаемых злоупотреблений. Об этом сообщила президент Ассоциации доктор Кэролин Робиновитц (Carolyn Robinowitz). 'Если это правда, то это совершенно постыдно и недопустимо', - говорит она.
Если вернутся советские практики, то должно вернуться и международное порицание. В последние несколько лет Путин стремится создать России имидж страны, в определенной мере соблюдающей свободу слова. Иными словами, это не тот Советский Союз, каким его знали ваши родители. Однако она все больше и больше похожа на него.
_______________________________________
В. Новодворская: Я не знаю, где лежит моя порция полония ("Эхо Москвы", Россия)
Другой России нет ("The International Herald Tribune", США)