Первый президент России Борис Ельцин пытался в 1991 году продать часть Карелии Финляндии. С таким утверждением выступила финская газета Kainuun Sanomat. По данным издания, тогдашний президент Финляндии Мауно Койвисто решил, что цена за Карелию слишком высока, и отказался ее покупать.
Койвисто собрал группу экспертов
Kainuun Sanomat, ссылаясь на анонимные достоверные источники, сообщила, что у Финляндии в начале 1990-х годов появилась реальная возможность вернуть часть своей территории, которая перешла по итогам Второй мировой войны к Советскому Союзу. Речь идет о 10% территории республики - некоторых районах Карельского перешейка, включая Выборг, участке Ладожского озера с прилегающими землями и куске Заполярья с городом Петсамо (Печенгой), обеспечивавшем выход Финляндии к Баренцеву морю. Как утверждает газета, в 1991-1992 годах "хаотическая" постсоветская Россия, нуждаясь в твердой валюте, была готова продать бывшие финские земли Хельсинки за сумму, которая сегодня соответствует примерно 13 млрд. евро.
В частности, якобы Геннадий Бурбулис, который в 1991-1992 годах был государственным секретарем и первым зампредседателя правительства РСФСР, в январе 1992-го сообщил финскому руководству, что у Москвы "есть определенные соображения по поводу Карелии". Более конкретные предложения были сделаны лично Мауно Койвисто. Вероятность сделки казалась финскому президенту столь серьезной, что он создал секретную группу из десяти экспертов, которая, запершись на военной базе Сандхамн, вычисляла политические и экономические последствия возможного соглашения.
Специалисты, проведя анализ ситуации, посоветовали Мауно Койвисто ответить отказом на заманчивое предложение Москвы. По мнению экспертов, Финляндия могла "поднять" саму покупку территории, но национальная экономика не выдерживала бы стоимости восстановления запущенной инфраструктуры Карелии - более чем в 70 млрд. евро. Кроме того, финны стояли на пороге вступления в ЕС, и перекройка границы могла поставить барьер на пути в объединенную Европу. В итоге финский президент решил отказаться от этого предложения.
Переговорщики отнекиваются
Как пишут российские Новые Известия, теперь бывший финский президент отказывается лично комментировать утверждение Kainuun Sanomat. Через своего помощника он лишь сообщил, что "обнародованная информация не представляется ему знакомой". Скандинавские масс-медиа оценивают это заявление как "крайне осторожное", что, по их мнению, подтверждает версию финской газеты.
В свою очередь Геннадий Бурбулис категорически опроверг сообщение финской прессы. "Это уже начинает раздражать, - сказал он. - Никогда подобной постановки вопроса - о передаче Финляндии каких-либо частей территории России - не было".