Один читатель засыпал меня вопросами, которые озадачили бы даже пифию: 'Какая страна в будущем станет ведущей мировой державой? Какие ценности она будет пропагандировать? Какую опасность она может представлять для свободного мира?'.
С самого начала меня поставило в тупик выражение 'свободный мир'. Когда Уинстон Черчилль впервые произнес его в Фултоне в 1946 году, под 'свободным миром' он подразумевал международное мироустройство: по одну сторону - страны Запада ('свободный мир'), по другую - коммунистические государства. Но после падения в 1989 году Берлинской стены, этот порядок перестал существовать. Лишившись соперника, Соединенные Штаты уж было решили, что им по наследству перешла роль мирового 'поводыря', и смело рассуждали о 'новом международном порядке'. Увы! Они лишь усилили всеобщий хаос и сами ослабили свои позиции.
Посему, развитие мира в грядущие десятилетия, скорее всего, будет определяться не заново установленной иерархией держав, как это было во времена 'холодной войны', но, напротив, всеобщей 'кучей-малой', в ходе которой многочисленные конкуренты будут бороться за место в 'высшей лиге': Соединенные Штаты (вне всяких сомнений!), но также и Россия, обретшая силу благодаря нефти, Китай, который всем действует на нервы, но производит пятьдесят процентов товаров, которые мы используем в повседневной жизни, Индия, которая совершила головокружительный экономический рывок...
'Куча-мала' отличается тем, что в ней любой игрок может испытать свои силы. Кандидаты, которые сегодня кажутся слабыми (правда, кто бы осмелился двадцать лет назад предсказать взлет Индии или возрождение России?), сегодня уже понемногу разминают мускулы, делая ставку на свои ресурсы: Иран, который видит себя доминирующей силой в Западной Азии; Венесуэла, которая хочет стать лидером новой Южной Америки; другие страны, которые могут внезапно появиться в нашем поле зрения. В 'куче-мале' у любого игрока есть шанс победить и стать - в одиночку или в коалиции - будущей ведущей мировой державой, которая будет объяснять остальному миру - как мы сами это делали в течение двух столетий - что такое хорошо, что такое плохо, а что строго обязательно к исполнению под страхом серьезных военных санкций.
А что же будет с нами, странами Запада? На данном этапе ясно одно: будучи в течение двух веков властителями мира, мы смогли распространить по планете свои экономические идеи с размахом, о котором даже и не мечтали. Мы так успешно выполнили эту задачу, что народы, которые когда-то находились у нас под пятой, и которых мы презирали, сегодня в свою очередь стали крупными коммерческими державами. И теперь мы вынуждены вести оборонительные действия, которые иногда граничат с паранойей.
А теперь позвольте мне подвести итог вышесказанного. Представляется тщетным задаваться сегодня вопросом о том, кто через пару-тройку десятилетий станет лидирующей силой; в течение этого отрезка времени, мы окажемся свидетелями бесконечной череды битв с неясным исходом, удачных или неудачных операций по принципу 'слезай оттуда, уступи мне место'. Появятся новички, о которых вчера мы еще слыхом не слыхивали, а сильные игроки падут, хотя мы готовы были поклясться, положив руку на сердце, что их могущество бесконечно. И в один прекрасный день, может быть лет через пятьдесят, установится новый мировой порядок, который, знай мы о нем сегодня, несомненно, показался бы нам невероятным.
______________________________________
Мир больше не пляшет под дудку Америки ("The Independent", Великобритания)
Беспокоит Россия? ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)