Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия - опасная империя

Чтобы доказать мощь возрождающейся империи, людей в Лондоне травят полонием

Россия - опасная империя picture
Россия - опасная империя picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главная проблема в том, что режим Путина выбрал курс, который означает разрыв отношений с Западом. Сам не осознавая, этот режим провозгласил восстановление империи и идею о России как о сверхдержаве с огромным влиянием. В действительности, это в определенной степени означает попытку восстановить могущество Советского Союза. Не будем забывать: Путин сказал, что распад Советского Союза это величайшая трагедия 20-го века...

Бывший сотрудник Федеральной службы безопасности России Александр Литвиненко публично критиковал деятельность этого учреждения, обвиняя его, к примеру, в подрыве жилых домов в Москве. Поэтому он вместе с семьей был вынужден бежать из России. В конце прошлого года отравленный полонием Литвиненко умер в Лондоне медленной и мучительной смертью. В своей смерти он обвинил президента России Владимира Путина. Супруга А.Литвиненко Марина и политолог Алекс Гольдфарб только что написали книгу. Им есть, за что обвинять Россию.

- В последние годы заметна тенденция, что из России уезжают не только искатели экономических благ, но и люди, которые не хотят жить в России по другим причинам. Почему они уезжают? Почему уехали вы?

Марина Литвиненко: - Моя семья уехала в 2000 году. Как мы говорили, спасались чуть ли не через аварийный выход. Мой муж Саша выступил против методов работы Федеральной службы безопасности, выступил на пресс-конференции, а потом был вынужден сидеть в тюрьме. Когда ему удалось оттуда выбраться, стало известно, что преследования не закончились, что они продолжатся, и, если в следующий раз он попадет в тюрьму, то шансы выбраться из нее будут равны нулю. Как только поступила информация, что под угрозой безопасность семьи, Саша решил, что нужно спасаться. Вначале он нам с сыном предложил выехать из России на отдых в Испанию, а потом, уже находясь там, мы узнали, что в Россию не нужно возвращаться вообще. Конечно, если уезжаешь с родины на короткий срок только отдохнуть, трудно принять решение вообще не возвращаться домой. В России нужно было оставить все, и я вовсе не говорю о материальных вещах. Надо было оставить родителей, работу, друзей, все, что было вокруг моей жизни. Это было очень тяжело. Но мы все же решили не возвращаться.

То, что остались в Англии, это случайность. Вначале мы хотели эмигрировать в Америку, но нам не выдали достаточно быстро эмиграционные визы, заставили ждать два месяца. Англия оказалась единственной демократической страной, в которую можно было прибыть без визы.

- То есть ваша семья уехала потому, что больше нельзя было безопасно жить в своей стране. Сколько еще таких эмигрантов из России уехали в западные страны?

Алекс Гольдфарб: - По статистике, больше всего людей, которые просят на Западе политического убежища, из России. В основном это чеченцы и представители других нацменьшинств, которые жалуются, что их притесняют, считают гражданами второго сорта. Недавно целый чеченский ансамбль, приехав на гастроли в Финляндию, попросил политического убежища.

Группа людей, которые уезжают чисто по политическим причинам, не велика. Недавно два российских журналиста получили политическое убежище в Соединенных Штатах Америки.

Уезжает довольно много бизнесменов, которые не могут ужиться с нынешней властью в России. Например, все руководители и акционеры 'ЮКОСа', которых не успели арестовать, выехали на Запад.

- Какова сейчас главная проблема России?

А.Г.: - По-моему, главная проблема в том, что режим Путина выбрал курс, который означает разрыв отношений с Западом. Сам не осознавая, этот режим провозгласил восстановление империи и идею о России как о сверхдержаве с огромным влиянием. В действительности, это в определенной степени означает попытку восстановить могущество Советского Союза. Не будем забывать: Путин сказал, что распад Советского Союза это величайшая трагедия 20-го века.

При восстановлении империи причиняется вред и соседним с Россией государствам - Украине, Грузии и другим, и жителям собственной страны, уменьшая их свободы и права. К тому же, чтобы самоутвердиться, предпринимается попытка создать проблемы США. Чтобы доказать мощь возрождающейся империи, людей в Лондоне травят полонием. Прямо сказано: даже если нам Англия кого-то не выдает, мы до людей, которые нам нужны, доберемся своими методами.

Однако все это приведет к тому, что конфликт между Россией и странами Запада будет только обостряться, но это не соответствует интересам богатейших людей России, потому что они хотят ездить развлекаться на Запад, кататься на лыжах и т.д.

Конфликт между Россией и Западом обострится в течение ближайших трех лет, если только не упадут цены на нефть.

- Какова связь между конфликтом России и Запада с ценами на нефть?

А.Г.: - Когда у власти был Ельцин, баррель нефти стоил примерно десять долларов, во времена Путина цены на нефть на мировых рынках возросли до 20 долларов за баррель (так в оригинале - прим. пер.). Ему повезло.

М.Л.: - Благодаря ценам на нефть Россия может получать больше прибыли. Материально людям живется лучше, чем раньше. Путин преподносит материальное благосостояние, как свой успех.

А.Г.: - А если цены на нефть упадут, хотя это маловероятно, это благосостояние лопнет, как мыльный пузырь, потому что для развития экономики ничего не делается, только качают нефть.

К сожалению, деньги, которые Россия получает, торгуя нефтью, главным образом тратятся на закупку вооружений.

М.Л.: - Деньги, которые могли бы расходоваться на социальные нужды - для пенсионеров, на материально-техническое обеспечение школ, - отдают армии.

- И важен вопрос - какова цель, что потом будут делать с этой перевооруженной армией?

М.Л.: - Да, возникает вопрос, зачем необходимо присутствие российской армии в Средиземном море, в Арктике. Это только демонстрация мускулов или что-то другое? Многое напоминает происходившее в Советском Союзе...

- Однако вскоре предстоят выборы: и в Госдуму России, и президентские. Может, после них что-то изменится?

А.Г.: - Изменения возможны, но не потому, что оппозиция придет к власти, а потому что человек, который сменит Путина, не будет связан никакими обязательствами, он будет 'новенький', даже если и придет со двора Путина и будет его преемником. Путин уже не может решить дело Литвиненко, даже если бы он этого хотел, потому что тогда ему как руководителю государства придется взять на себя часть ответственности. И Путин уже ограничил свою возможность действовать, связавшись с обвиняемым в убийстве Саши Луговым, заявив, что не выдаст его Англии и объявив его чуть ли ни национальным героем. Следующий президент в этом отношении будет чистым, если только не откроется, что он имеет какую-то прямую связь с этим делом.

Путин уже не может отступить от многих начатых дел, даже если и хотел бы. Например, он не может по-другому повернуть дело 'ЮКОСа'. Другой человек это мог бы.

Путин не может позволить восстановить силу Ходорковского и ему подобных, потому что в этом случае его будет ждать месть. Другой глава государства, если только Запад на него сильно 'надавит', это сможет.

- Опасна ли Россия для Латвии и других соседних государств?

А.Г.: - Разумеется. Путин ведь назвал развал СССР катастрофой, он продолжает говорить о том, что есть международный заговор против России. Сговорились Запад, чеченские террористы - все, кто завидует, что Россия якобы является сильной сверхдержавой.

Опасность не связана с внешними проблемами, а с внутриполитическими. Режим Путина не уверен в себе и, выискивая врагов за рубежом, он старается отвести внимание от внутренних проблем.

- Что должно произойти, чтобы Россия стала демократическим государством?

А.Г.: - России нужно отказаться от имперской идеи. Но сейчас эта идея, к сожалению, лежит в основе правящей идеологии России. Англии в свое время удалось стать нормальным государством, отказавшись от амбиций играть роль геополитической правительницы.

- Есть ли у вас надежда, что вы когда-нибудь без опасений и страха сможете поехать в Россию?

А.Г.: - Я не боюсь. Мне просто визу не дают.

М.Л.: - Я в последние годы не могла поехать в Россию, потому что мы попросили политического убежища в Англии. С тех пор как мы получили британское гражданство, теоретически у нас есть возможность поехать в Россию. Нужно только пойти в посольство и запросить визу. Но я этого не делала. Не было необходимости ехать в Россию, и, честно говоря, у меня нет особого желания ехать туда, потому что там все продолжается кампания по дискредитации моего мужа.

С родителями, друзьями я могу встречаться и, не выезжая в Россию. Они могут приехать ко мне.

Мне прижиться в Англии было нелегко: пришлось осваивать английский язык и их стиль жизни. Но за эти семь лет, что я в Англии, я научилась быть свободной. Когда я контактирую с приехавшими из России людьми, для меня многие вещи в их восприятии кажутся очень странными. Когда смотрю программы российского телевидения, я удивляюсь, почему люди такие злые. Почему, комментируя какие-то события в мире, это надо делать с издевательским оттенком, всегда показывая свое превосходство? Возможно, я не понимаю этого, потому что вижу мир иначе. Многие люди, в последние годы жившие за пределами России, приехав туда, признают, что есть и много позитивных перемен, но неприятной и отталкивающей является атмосфера зла, которая там царит.

- Есть ли в Лондоне русское культурное общество или какая-то другая организации, где можно встретить соотечественников?

М.Л.: - Нет, организованной русской общины там нет, потому что русское общество в Англии очень расслоено. Как мы уже говорили, только часть уехала из России, убегая от политического преследования.

Обычно это хорошо материально обеспеченные люди, которые вынуждены жить в эмиграции. И нельзя сказать, что они очень много контактируют между собой. У каждого сформировался свой круг знакомых.

Есть еще один круг людей, которые тоже выехали из-за преследований, но которые и в эмиграции политически активны.

Эти люди действительно много контактируют между собой и их называют лондонской оппозицией, в центре этого круга Борис Березовский.

И есть русские, которые приехали в Англию только для зарабатывания денег. Они знают, что в Англии можно заработать реальные деньги, выполняя простую работу - убирая дома, присматривая за детьми. Эти люди продолжают смотреть главным образом российское телевидение, читают только российские газеты. Людям этой группы и оппозиционерам было бы трудно контактировать каждый день, поскольку те, кто в Лондоне из-за денег, утверждают, что Путин лучший возможный президент для России, и все он делает правильно.

- Вы написали книгу о своем муже и его отравлении. Чего вы хотели добиться, раскрывая это миру?

М.Л.:- То, что в Лондоне произошло с моим мужем, и без книги стало важным событием. Книга появилась, потому что люди задают вопрос: почему, за что, почему убили именно Литвиненко, кем он вообще был. Я хотела добиться, чтобы больше не было разговоров о том, что он был шпион, потому что Саша никогда не был шпионом. По-прежнему говорят: бывший шпион Литвиненко. Если случившееся воспринимать как шпионский рассказ, то все вроде бы закономерно, что его убили. В этом случае происшедшее может быть как наказание за предательство родины: один шпион убил другого шпиона.

Однако Саша никогда не предавал родину, и это не просто шпионский рассказ.

Если бы книгу писала только я, то она получилась бы очень личной, и была бы в основном о Саше как о человеке. Это не годилось, поскольку книга должна была быть такой, в которой есть и исторический ракурс, в которой поясняется, почему это произошло, кто мог быть заинтересован в смерти моего мужа. Это была работа для Алекса, потому что в последние 15 лет он тщательно следил за событиями в России, он работал вместе с Березовским, был вместе с другими оппозиционерами. Благодаря Алексу сказанное в книге можно назвать современной историей России. Для нас было важно это рассказать, чтобы люди сами могли сделать выводы.

- Вы никогда не верили приятной для России версии, что отравление вашего мужа организовал Березовский, чтобы очернить режим Путина?

М.Л.:- Знаете, если бы Березовского не было, администрации Путина пришлось бы его выдумать. Это же так удобно, все плохое, что происходит, сваливать на плечи Березовского!

В моем восприятии Сашина смерть была выгодна не Березовскому, а руководству России, и всем, кто приближен к нему. Если бы не был найден полоний, России, возможно, удалось убедить Лондон, что в смерти Саши виноват Березовский, и добиться тем самым его выдачи.

- Как, по-вашему, закончится эта история? Есть ли возможность, что подозреваемый Луговой когда-нибудь будет предан суду?

М.Л.:- Неизвестно, что будет во время выборов и после них. Для кого-то дело Литвиненко может оказаться козырем в этой игре. Еще одна особенность России в том, что хотя Луговой и стал национальным героем, который не подлежит выдаче, если спросить у жителей России: 'Кто убил Сашу Литвиненко?', они ответят: 'Да, мы это сделали!'. Это парадокс? Все знают, что Россия виновна в убийстве Литвиненко, а Луговой все равно считается несправедливо обвиненным и национальным героем.

Если кто-то очень захочет отказаться от имиджа преемника Путина, захочет начать новую политику, то ему легко будет сделать это раскрыв теневые стороны путинского режима.

Я оптимистка и надеюсь, что власть закона одержит триумф. Алекс - пессимист, и, может быть, он имеет право таким быть. У него больше жизненный опыт, и, возможно, он знает больше, чем я. Он считает, что Луговой никогда не предстанет перед судом.

А.Г.: Если только вместе с Путиным.

______________________________________________

Марина Литвиненко и Алекс Гольдфарб: Я обвиняю! * ("The Wall Street Journal", США)

Темное сердце Кремля ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)