Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская эволюция

Русская эволюция picture
Русская эволюция picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По размаху проект 'Волкодав' не имеет аналогов в истории постсоветского кино. Производственный процесс включал полтора месяца натурных съемок в Словакии; в Москве для него были построены масштабные декорации, в том числе целый город диаметром в пять километров. На создание спецэффектов ушел год. Это не просто первая лента в жанре 'славянской фэнтези': она представляет новый тип положительного героя...

В 2007 г. на кинофестивале 'Русское возрождение' (Russian Resurrection Film Festival) - ежегодном показе российских фильмов в Австралии - одной из главных тем станет борьба добра со злом. Фестиваль проводится уже в четвертый раз; если раньше он ограничивался только Сиднеем и Мельбурном, то теперь фильмы будут демонстрироваться в столицах всех австралийских штатов. В этом году в программе 'Русского возрождения' 10 современных картин - от эпической постановки в жанре фэнтэзи и истории о вампирах с элементами 'ужастика', до военных фильмов и драм в стиле арт-хауса.

Фестиваль открывается в Мельбурне 30 августа показом 'Волкодава' - эпического сказочного боевика, поставившего в прошлом году рекорд по кассовым сборам на родине. Фильм основан на серии бестселлеров Марии Семеновой 'Волкодав из рода Серых Псов', и обошелся в 10 миллионов долларов - по российским меркам это весьма солидный бюджет.

По размаху проект 'Волкодав' не имеет аналогов в истории постсоветского кино. Производственный процесс включал полтора месяца натурных съемок в Словакии; в Москве для него были построены масштабные декорации, в том числе целый город диаметром в пять километров. На создание спецэффектов ушел год. Это не просто первая лента в жанре 'славянской фэнтези': она представляет новый тип положительного героя.

'Я снял этот фильм, потому что меня привлек главный персонаж книги - Волкодав. Он - настоящий, достойный герой. У него есть свои жизненные правила, и они вызывают у меня уважение, - рассказывает режиссер Николай Лебедев (он дал нам интервью по телефону из Москвы, где он живет с женой и двумя дочерьми). - Кроме того, на мой взгляд российское кино утратило один важный элемент - зрелищность. Обычно мы снимаем фильмы с двумя-тремя персонажами в одних и тех же декорациях; там есть разговоры, но нет действия, зрелища. Мне хотелось снять приключенческое кино вроде 'Индианы Джонса'. И я его снял'.

'Однако в России, сколько бы долларов вы ни заплатили, люди часто все равно работают плохо, поэтому мне пришлось сражаться буквально со всеми, чтобы этот фильм получился качественным', - добавляет он с немного печальным смешком.

На фестивале также будет демонстрироваться 'Дневной дозор' Тимура Бекмамбетова - сиквел снятого в 2004 г. триллера о вампирах 'Ночной дозор', поставившего рекорд по сборам. Появление этих фильмов с мощными бюджетами и фантастическими спецэффектами говорит о начале новой эпохи в постсоветском кинематографе.

'Мы в России пережили очень трудные времена, и не только в киноиндустрии, - рассказывает Лебедев. - Промышленность рухнула, и в девяностые, вплоть до начала нового тысячелетия, у нас не было возможности снимать дорогие фильмы. Теперь перед нами открылись новые перспективы - появилась новая аудитория, зрители, которые не только смотрят фильмы дома на видео, но и ходят в кино. Кинотеатры сейчас получают прибыль, поэтому наши продюсеры начали вкладывать деньги в кинопроизводство. Думаю, у нас будет сниматься все больше дорогих фильмов. Речь здесь идет не о популярности новых жанров и т.д., а о чисто экономических соображениях'.

Лебедев родился в Молдавии, учился во ВГИКе и МГУ. Он всегда любил загадочные истории: в детстве его кумирами были Эдгар По и Альфред Хичкок. Уже в пять лет Лебедев писал рассказы и сценарии, а в 11 'снимал' фильмы ужасов о динозаврах. Сегодня, к сорока годам, он успел поработать телеведущим, написать несколько детективных романов, снять шесть кинотриллеров и получивший высокую оценку фильм 'Звезда' о Второй мировой войне.

'Для меня 'Волкодав' стал очень интересным опытом - в плане работы над высокобюджетным фильмом, и еще потому, что его герой нетипичен для нашего кинематографа, - объясняет он. - Дело в том, что в России, к сожалению, на экране сплошь и рядом видишь отрицательных героев, которых подают как положительных. Речь идет, скажем, о бандитах - режиссеры изображают их 'хорошими парнями'. Я против этого. Отрицательный герой должен быть отрицательным, а положительный - положительным, и я за положительных героев'.

Главную роль в 'Волкодаве' играет Александр Бухаров, актер с прекрасными внешними данными; его герой - переживший мучения бывший раб, жаждущий отомстить за гибель родителей и всего своего клана, влюбленный в красавицу-княжну, окруженный злодеями-разбойниками и колдунами. Первая же главная роль сделала его звездой.

'Я снимал его в 'Звезде', где он сыграл второстепенного, но важного персонажа; к сожалению этот эпизод пришлось вырезать при монтаже, - рассказывает Лебедев. - Начиная работу над 'Волкодавом', я подумал о нем. В реальной жизни он полностью отличается от своего персонажа. Он очень веселый парень, с легким характером, и для роли ему приходилось сильно меняться'.

Бухаров начал интенсивные тренировки. Чтобы набрать физическую форму, необходимую для роли, он 'подкачал' мышцы, за месяц сбросил 11 килограмм, учился ездить верхом и фехтовать. 'Для него это была непростая работа, не в физическом, а в психологическом плане, - говорит Лебедев. - В жизни никто не узнает в Саше (Бухарове) Волкодава, он совершенно на него не похож. Конечно, дело в гриме, но еще и в актерском мастерстве'.

Лебедев будет присутствовать на показах и проведет пресс-конференции в Сиднее, Канберре и Брисбейне. Среди других гостей фестиваля - Андрей Эшпай, режиссер знаменитого арт-хаусного 'Многоточия', Евгения Симонова, исполнительница главной роли в этом фильме (они примут участие в мероприятиях в Сиднее и Канберре), и постановщик удостоенной ряда призов драмы 'Остров' Павел Лунгин (он приедет на демонстрацию картины в Брисбейне).

На церемонию открытия 'Русского возрождения' в Сиднее приглашен сам президент Владимир Путин. В сентябре он посетит город для участия в саммите АТЭС, и директор фестиваля Николас Максимов (Nicholas Maksymow) попросил российского лидера лично открыть нынешнее 'Возрождение'. Путин объявил 2007 г. Годом русского языка, и ему должна понравиться ретроспективная программа фестиваля, включающая экранизации трех произведений классической русской литературы.

С 2004 г., когда 'Русское возрождение' прошло в первый раз, предпринимались попытки убедить Максимова включить в фестивальную программу получивший Оскара семичасовой фильм Сергея Бондарчука, снятый в 1968 г. по роману Толстого 'Война и мир', но у директора были другие планы. Его больше интересовали тенденции в современном российском кино, а в рамках ретроспективной программы демонстрировались знаменитые, но относительно недавние фильмы, например, драма о Второй мировой войне 'Иди и смотри', снятая в 1985 г.

Однако сегодня, после успеха трех предыдущих фестивалей, Максимов решил, что пришло время показать экранизации литературной классики. На этот раз, наряду с 'Войной и миром', в ретроспективу вошли два знаменитых фильма, снятых по романам Достоевского и постановка Шекспира - картины высочайшего уровня, воплощающие лучшие достижения классического российского кино.

'Гамлет' Григория Козинцева (1964 г.) многие критики считают лучшей экранизацией великой трагедии Шекспира. В нем явно ощущаются аллюзии с мрачными временами всевластия КГБ; в Эльсиноре разговаривают шепотом, за каждым углом шпионы и стражники с огромными свирепыми псами. Вся эта атмосфера подчеркивается черно-белой пленкой и музыкой Дмитрия Шостаковича. Гамлета играет Иннокентий Смоктуновский. Фильм за четыре года получил 23 награды, в том числе специальный приз Венецианского фестиваля в 1964 г. и премию Британской Академии кино и телевидения в 1966 г.

Смоктуновский играет и в фильме Льва Кулиджанова по 'Преступлению и наказанию' Достоевского; эта картина (тоже черно-белая), снятая в 1970 г. отличается высочайшим эмоциональным накалом. Главного героя - нищего студента Раскольникова, мнящего себя выше закона и совершающего убийство, чтобы подтвердить свою теорию, играет Георгий Тараторкин. Смоктуновского мы увидим в роли его преследователя - полицейского инспектора Порфирия Петровича.

Великолепные 'Братья Карамазовы', поставленные в 1969 г. Кириллом Лавровым и Иваном Пырьевым, идут почти три часа; Лавров блестяще играет одного из братьев - Ивана. В 1955 г. этот выдающийся актер поступил в знаменитый Большой драматический театр в Ленинграде; 18 лет, до самой смерти в начале этого года, он был его художественным руководителем.

В связи с началом новой эры высокобюджетного российского кино некоторые критики беспокоятся, что блокбастеры с гарантированными кассовыми сборами вытеснят серьезные картины. После необычайного успеха 'Волкодава' Лебедев получил немало предложений снять что-нибудь в том же духе, однако он решил основать собственную продюсерскую фирму вместе с актером Евгением Мироновым.

Пока что Лебедев повернулся к жанру фэнтези спиной. Его дебютом в роли продюсера станет фильм-катастрофа, основанный на реальной истории, случившейся недавно в Москве: 'Но больше я пока ничего об этом рассказать не могу...'

_______________________________________

Русские снимают! Русские снимают! ("The New York Times", США)

Из России - кровь и оборотни ("The New York Times", США)