Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия меняет политический курс на Ближнем Востоке

Приоритеты Москвы в ближневосточном регионе перемещаются в Палестину и Ирак

Россия меняет политический курс на Ближнем Востоке picture
Россия меняет политический курс на Ближнем Востоке picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия, стремясь укрепить свое влияние на Ближнем Востоке и повысить свой статус как игрока мирового уровня, долго поддерживала Иран и защищала его ядерную программу. За время дружбы, длившейся почти год, Россия кулаками била себя в грудь, желая убедить мир, что ядерная программа Ирана направлена исключительно на мирное использование атомной энергии, а скандальный президент Махмуд Ахмадинежад - демократичный и цивилизованный человек. Теперь, похоже, эта дружба заканчивается...

Россия, стремясь укрепить свое влияние на Ближнем Востоке и повысить свой статус как игрока мирового уровня, долго поддерживала Иран и защищала его ядерную программу. За время дружбы, длившейся почти год, Россия кулаками била себя в грудь, желая убедить мир, что ядерная программа Ирана направлена исключительно на мирное использование атомной энергии, а скандальный президент Махмуд Ахмадинежад - демократичный и цивилизованный человек. Теперь, похоже, эта дружба заканчивается - президент Ирана оказался недостаточно цивилизованным даже для дружбы с Россией. Хотя Москва не демонстрирует агрессивной политики в отношении Тегерана, она выказывает явные признаки того, что ее приоритеты в регионе перемещаются в Палестину и Ирак.

Бушерский проект приостановлен

Важнейшим знаком российской поддержки Ирану в последнее время, без сомнений, было строительство атомной электростанции в Бушере. Проект, стоивший миллиарды, проводили российские специалисты. Таким образом Москва пыталась доказать международному сообществу, что иранская ядерная программа является абсолютно мирной - ведь за проектом присматривает и реализует его Россия. Но сегодня Москва несколько изменила тон. Может, из-за того, что сама не очень верит в миролюбие Ирана, а, может, из-за гораздо более меркантильных причин - у Ирана не очень-то есть чем расплатиться за услуги России, а, может, просто Владимиру Путину не понравилось, что мир начал сравнивать его с непредсказуемым лидером Ирана, постоянно обещающим стереть с поверхности Земли то Израиль, то всех 'управляемых США крестоносцев'.

Первый шаг сделало министерство атомной энергетики России, заявив, что в ближайшее время не планирует поставлять Ирану ядерное топливо. Иными словами, Россия отказалась поставлять топливо электростанции в Бушере, которую сама же и строит. Хотя, на самом деле, и строительство приостановлено. Формальная причина - Иран не придерживался графика финансирования. В конце концов, появились и политические требования: Москва грозит не возобновлять реализацию проекта, пока Иран не рассекретит свою ядерную программу и не откроет ее объекты для международных наблюдателей. Так Москва сразу стреляет в двух зайцев: и имидж в глазах мирового сообщества не испорчен, и есть повод избавиться от дружбы с Тегераном.

Россию заменит Армения

Москва избавляется не только от Бушерского проекта. Даже российские производители оружия больше не хотят иметь ничего общего с Ираном. После длившейся год демагогии Россия, похоже, опустила руки и признала, что Иран не является надежным партнером. Но полностью бросать его на волю судьбы тоже нельзя. Это может отпугнуть от России других потенциальных партнеров. Поэтому отношения с Тегераном Москва переносит на гораздо более подходящий для них региональный уровень. Похоже, что эстафету перенимает ближайший союзник России на Кавказе - Армения.

В то время, как Москва медленно стала отделяться от Тегерана, Армения начала вести переговоры с Ираном о большом количестве совместных проектов. Уже есть договоренность о прокладке газопровода, развитии инфраструктуры железных и автомобильных дорог. Совсем недавно договорились о вовсе мистическом проекте - прокладке 200 км нефтепровода из Ирана в Армению, а также строительстве нефтеперерабатывающего завода в Армении. На первый взгляд, все кажется простым: страны развивают энергетическое сотрудничество и ничего особенного здесь нет. Напротив, нефтеперерабатывающие заводы обычно строятся рядом с нефтяными месторождениями или недалеко от портов, другими словами, чтобы их продукцию можно было как можно легче транспортировать. В данном случае завод строится в Армении, и смысл транспортировки нефти непонятен.

Некоторые эксперты утверждают, что так Иран готовится к войне с США. В том смысле, что американцы не станут бомбить иранские заводы, расположенные в Армении. Может и так, но ведь можно просто нанести удары по нефтепроводу и завод встанет. Итак, военные причины не кажутся очень убедительными. А то, что в проекте участвует 'Газпром' (фактически контролирующий армянскую энергетику), указывает, что проект может быть чисто политическим. С охлаждением отношений с Москвой Иран получает утешительный приз - интенсивное сотрудничество с сателлитом Москвы Арменией.

Новые партнеры Москвы

Отгораживаясь от Ирана, Россия пытается вернуться на энергетический рынок Ирака. В начале августа Москву посетил министр нефти Ирака Хусейн Шахрастани. Визиту было уделено особое внимание как со стороны политических руководителей России, так и со стороны крупнейших энергетических компаний. Пока что это только хорошие попытки, но надежда у Москвы есть. Министр нефти Ирака заявил, что в оценке участия российских компаний (прежде всего 'ЛУКОЙЛа') в иракских проектах внимание не будет обращаться на какие-либо политические предпочтения. Иными словами, Ирак не будет оглядываться на мнение США, если российские компании предложат подходящие экономические условия.

Все же практически самый большой выигрыш России на Ближнем Востоке - крепкие связи с лидерами палестинской автономии, в данный момент воюющими между собой ФАТХ и ХАМАС. Россия единственное государство в мире, поддерживающее, в принципе, хорошие отношения и с Махмудом Аббасом, и с его противниками из ХАМАС. С обеими палестинскими партиями Москва играет мастерски. Еще месяц она демонстрировала благосклонность к ХАМАС и утверждала, что именно эта партия более открыта для переговоров и более склонна идти на уступки. Но в этом месяце, во время визита М. Аббаса в Москву, В.Путин назвал его 'лидером палестинского народа и Палестинской автономии'. Партии ФАТХ обещана всяческая поддержка, в первую очередь - оружием.

Если у России действительно получится успешно посредничать между палестинцами, ее политический вес в арабском мире, без сомнения, вырастет. А возможное экономическое проникновение в Ирак позволило бы создать серьезную конкуренцию США. Если бы это произошло, Москва твердо положила бы руку на рычаги регулирования мировых цен на нефть - цель, которой она добивается уже не один год.

Айданас ПРАЛЕЙКА - обозреватель

_______________________________________________

Три ключа к разгадке ближневосточной шарады ("Le Figaro", Франция)

Новая "холодная война" с Ираном? ("The Boston Globe", США)