Нина Хрущева
Правнучка Н.С.Хрущева, выпускница Принстонского университета, политолог. Преподает международные отношения в Университете 'Новая школа' в Нью-Йорке, регулярно публикует статьи в общественно-политических и научных изданиях.
В последнее время Н.Хрущева превращается в одного из наиболее популярных авторов, выступающих с комментариями внутриполитической ситуации в России. В перечень изданий, которые публиковали статьи Н.Хрущевой, входят The Los Angeles Times, The Philadelphia Inquirer, The Washington Times, The Nation. Н.Хрущева выступала также по телевидению на канале CNN.
В большинстве своих материалов Н.Хрущева пытается найти черты советского и российского менталитета, которые, на ее взгляд, во многом определяют социальную и политическую ситуацию в нашей стране. Не стала исключением и новая статья Н.Хрущевой 'Россия - новое прочтение 'Ревизора'' в The International Herald Tribune (11.08). По мнению Н.Хрущевой, Россия до сих пор остается такой, какой ее описал Н.Гоголь, а 'мелкий клерк Хлестаков... возродился в образе Владимира Путина, бывшего мелкого клерка КГБ'.
Как и во времена Гоголя, по Санкт-Петербургу и Москве шныряют десятки тысяч чиновников, притворяющихся, что вершат большие государственные дела, а на самом деле просто занимающихся созданием кремлевского миража нефтяного благополучия. Как и гоголевский Хлестаков, Путин, воодушевляясь имиджем собственного величия, очаровал всех и заставил поверить в то, что его страна - страна реального величия, а не балаган под управлением КГБ, пишет Н.Хрущева.
По ее мнению, Россия остается страной иллюзий и голого воображения, и при этом русские продолжают жить двумя вопросами, заданными еще в XIX веке: 'Кто виноват?' и 'Что делать?' На вопрос 'Кто виноват?' власть отвечает - Запад. Вместе с ним виноваты те, кто сомневается в величии России; кто обвиняет Путина в уничтожении политической оппозиции; кому не нравится, что Путин экспроприирует огромную российскую отрасль энергоносителей и делит ее между своими подельниками; кто обличает Кремль в попытках уничтожить свободу прессы, пишет Н.Хрущева.
На вопрос 'Что делать?' также найден простой ответ. В новостях, развлекательных программах, на уличных плакатах и даже в детских мультфильмах постоянно напоминать всем и каждому, что Россия - великая страна. 'Русским нравится верить в то, что они больше не живут в стране, побежденной Западом. Верно. Они живут в нефтегазовой стране Путинии', - заключает Н.Хрущева.
Однако, на ее взгляд, это тоже своего рода иллюзия. 'В гоголевской России - а сегодня это, к сожалению, Россия Владимира Путина - на нужды личности никто не обращает внимания, в то время как нужды государства всячески преувеличиваются. В этих условиях все обречены на жизнь между обманом и кражей, и они живут, утешая себя тем, что, пусть в их стране нет справедливости - но это, по крайней мере, великая страна', - говорится в статье.
И все же Россия сейчас не Советский Союз. Н.Хрущева пишет, что многие думают, что можно взять от Запада какие-то материальные блага, но нельзя позволить, чтобы он навязывал свои ценности. 'Иными словами, телефоны 'Нокиа' мы возьмем, а гей-парады в центре Москвы - раздавим'. Однако, как считает Н.Хрущева, такой подход обречен на провал, поскольку и сотовые телефоны, и уличные марши - неотъемлемая часть свободы думать, общаться и действовать.
Н.Хрущева упоминает о своем разговоре с неким 'кремлевским функционером', который сказал ей: 'Путин - продолжатель русской традиции. Пионеры и 'Наши', царская охранка, советский КГБ и наша ФСБ - все это века русской славы'. Однако, по мнению Н.Хрущевой, корень проблемы не в том, что Россия и Запад несовместимы, а в том, что Россия предпочитает жить, опираясь на мифы о величии, а не на реальность. 'Разве русские не могут вырвать свою страну из мира мифов и обмана и начать жить по-современному, а не по-как-бы-великому?'
Н.Хрущева признает, что у современного, западного образа жизни тоже могут быть темные стороны, но, с другой стороны, свобода мысли и дела дает людям свободу процветать. Поэтому у россиян 'есть свобода принять Запад и при этом остаться русскими, а не сделать шаг назад'.