Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Любовь мишек к гробам

Во время апрельского путча мне запомнились два русскоязычных высказывания: 'достали' и 'разбудили русского мишку'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русский медведь, животное науке неизвестное, в эстонском городе и вовсе явление экстраординарное. Тем более проснувшийся к апрелю и припершийся не просто в город, а к памятнику на могилке. Те, кто рассуждают о 'разбуженном медведе', о медведях мало знают: медведь к апрелю сам пробуждается. Спать в апреле-мае может исключительно 'русский медведь' в силу русской природной лени

Русский медведь, животное науке неизвестное, в эстонском городе и вовсе явление экстраординарное. Тем более проснувшийся к апрелю и припершийся не просто в город, а к памятнику на могилке. Те, кто рассуждают о 'разбуженном медведе', о медведях мало знают: медведь к апрелю сам пробуждается. Спать в апреле-мае может исключительно 'русский медведь' в силу русской природной лени.

Одна из величайших ошибок современности - подмена понятий. Сейчас почему-то пытаются сделать вид, что все хорошее - это русский продукт, а все плохое сотворили 'совки' и коммунисты. Но мы о медведях-Михаилах.

Вот на инфостенде написано латинскими буквами Kalmistupark. Тем, кто по-эстонски не разумеет, скажу, это переводится как 'Кладбищенский парк'. Те, кто жил в этом районе в 1970-1980-е годы, помнят, что могильных плит было поболее. Кладбище здесь было аж с 1774 года! Оно было основано по распоряжению Екатерины II. Но те, чьи дети ковыряются тут лопатками в песочницах и чьи собаки метят могильные плиты, об этом не знают - информация не переведена на язык 'отдыхающих'.

Скромный перечень погребенных здесь людей ставит это кладбище вровень с Литераторскими мостками на Волковом кладбище или Некрополем Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге - Ленинграде. Всемирно известная (для своего времени) певица Элизабет Мара. Сам Гете посвящал ей стихи. Не стишок, а стихи. Здесь же покоится композитор Константин Тюрнпу. Между прочим, выпускник Петербургской консерватории. Может, его вина состояла в том, что он не писал хвалебных песен о Сталине?

Где-то тлеет прах Иоханнеса VIII Бурхардта, одного из потомков владельца и основателя Ратушной аптеки. Киноготорговец и издатель Франц Клюге. Представитель династии художников Кюгельгенов Карл Фридрих, член Петербургской Академии художеств. Его ошибка заключалась в том, что он был еще и членом Берлинской Академии. Возможно, вон под теми камешками, на которых сидят бомжи, покоится Густав Адольф (ну что за имя!) Гиппиус. Художник, создавший девять тетрадей портретов российских государственных деятелей, ученых и т.п. А еще в Петербурге, где портретировал, он произвел на свет архитектора Гиппиуса Отто Пиуса, который много чего построил в городе на 'реке Нева'. В Таллинне этот нетоварищ построил неправославную церковь на холме Тынисмяги, которая долго мозолила глаза Бронзовому солдату.

Про ботаника Рудольфа Карла Георга можно и не знать. А вот про писателя Эдуарда Борнхеэ нельзя не знать; и про Шарля Леру тоже. А вот у края дорожки камешек с именем Heinrich von Dehn. Kiegkel. 1891 - 1919. Совсем еще молодой человек.

Скажите мне, чем помешали эти люди пришедшим в Эстонию советским солдатам и советской власти? Тогда эсты не были еще пособниками и солдатами СС. Скажите мне, почему новая власть начала свое правление с ликвидации кладбищ и сноса памятников? В первую очередь ветеранам Освободительной войны. Разве был народный референдум? Разве спрашивали у добровольно вошедшего в состав СССР народа, хочет ли он, чтобы память о композиторах, писателях, художниках, авиаторах и борцах за свободу закатали в асфальт?

Решение о ликвидации кладбища было принято в 1940 году, 'наряд' на снос (не на перенос, а именно на снос!) был выписан в 1941-м. Все металлические детали могил, оград, склепов и прочее были сданы в металлолом, а гранитные памятники пошли на укрепление набережной. Памятники участникам Освободительной войны сносили по всей Эстонии.

Была на коплиском погосте часовенка. На так называемом 'военном кладбище'. Там нашли упокоение солдаты и офицеры Северо-Западной армии Юденича и один генерал-эстонец, расстрелянный 1 декабря 1924 года. Между прочим, писатель Куприн оказался в Эстонии вместе с армией Юденича.

Ах, вот в чем закавыка! Думается, что кладбище ровняли с землей, чтобы стереть из памяти белогвардейщину. Не удалось. Сегодня в самой России Юденич, Деникин, Врангель и иже с ними - герои России. Другими словами, вся 'белогвардейская сволочь' оказалась защитницей России. Прах беляков торжественно возвращается на Родину и с почестями перезахоранивается.

Если прогуляться по кладбищенскому парку и присмотреться к 'валунам', то тут, то там вы заметите следы или даже части отломанных крестов; из-под травы проглядывают части фундаментов склепов. На месте 'военного кладбища' новая власть поставила... пивной павильон. В 1941 году уничтожить кладбище не удалось: фашисты проклятые помешали. Вернулись к этому 'вопросу' в 1950-м. Уже после войны.

А теперь скажите мне, дорогие товарищи, кто эти 'нелюди', которые так поглумились над прахом солдат, российских же солдат; над прахом и памятью деятелей эстонской культуры, которые внесли свою лепту и в преумножение славы России? Кто эти вандалы?

А не те ли это самые товарищи, которые спустя много-много лет, бия себя в грудь, вопят: 'Мы вас освободили, а вы... прах наших солдат...' и устраивают потасовки... на кладбище же. В свете вышесказанного не обратить ли взор на акты вандализма и глумления над могилами в самой России. По сравнению с тем, что происходит на кладбищах страны-освободительницы, все эстонские националисты кажутся шалунами. Веночек из колючей проволоки захотели возложить! А не хотите за 20 штук баксов похорониться рядышком с Высоцким или каким генералом? Да хоть с тем же Деникиным. Можно и на Пискаревском и на Мамаевом кургане. Были бы 'бабки'.

В истории с 'пропавшим' капитаном Сысоевым есть свои странности. Сдается мне, что письмецо, о котором рассказывали промосковские издания, сочинили провокаторы-пиарщики. Смущает форма письма: две 68-70-летние старушки, воспитанные на сталинских принципах, грозят президенту зарубежного государства судебными инстанциями. Не могу поверить, чтобы старушки сами до такого додумались.

Еще большее сомнение вызывает текст письма капитана-красноармейца. В то время армия называлась или 'Советской' или 'Красной'. Подписываться 'Офицер Русской Армии' (орфография не совсем соответствует правилам правописания того времени) было огромным риском. Русской армией была армия Юденича. Ему политрук такую 'Русскую армию' показал бы...

Если проследить историю 'борьбы с памятниками', то не эстонцы стоят у истоков крушения монументов, а большевики. Это они первыми сковырнули памятники царям и царским генералам, которых теперь воспевают. Даже такой символ победы, как труп товарища Сталина, вынесли из Мавзолея и зарыли.

Нас, детей послевоенной поры, а довоенной тем паче, особенно ленинградцев, воспитывали на революционных традициях Октября. Недаром Ленинград считался 'колыбелью трех революций'. Сколько было в Ленинграде памятников В.И.Ленину, его квартир-музеев... По всей стране были улицы Ленина и памятники, памятники, памятники. В каждом красном углу и уголке - портрет, на каждой полке - бюст. И вдруг... памятники вождю мирового пролетариата пошли на переплавку! А сам вождь с ног до головы облит словесной грязью: и немецкий-то он шпион, и кровавый деспот... А ведь Ленин был покруче, чем 'наше все' - Пушкин. Полвека его цитировали, изучали труды, да и сейчас нет-нет да и приведут меткое высказывание...

Все попытки вбить клин между эстонцами и неэстонцами по части языка, ущемления прав и т.п. ни к чему не привели. Это показали последние выборы, на которых чисто конкретно русские партии не набрали и пол-очка. Бронзовый солдат - последний бой за московские финансовые рубежи. Дальше отступать некуда. И началось вранье и провокация. Во-первых, перенос памятника подавался как снос, уничтожение и т.п. Военное кладбище у автовокзала - как 'место на окраине города'. Да в Таллинне все одновременно и в центре и на окраине. Посмотрите на карту Москвы и Питера. Разве Пискаревское кладбище в центре города? В 1939 году Пискаревка была не то что окраиной, а вообще считалась даже не пригородом, а областью. И не на Волковом кладбище, не на Смоленском, не на Новодевичьем, а у черта на куличках был сооружен мемориальный комплекс, куда ветеранам на общественном транспорте часами добираться. Или Поклонная гора в Москве. Она, что - у стен Кремля?

Кто не гулял в прекрасном парке напротив бывшего завода 'Вольта'?! Там, парке, за гаражами, часовенка стоит. Типа 'Покров на гаражах'. И доска на стене часовни, мол, кладбище здесь просуществовало до 1964 года. По христианским законам кладбище нельзя стереть с лица земли раньше, чем через 100 лет после последнего захоронения. Не уверен, что последняя могилка была выкопана в 1864 году. И тут же камушки, стащенные к железнодорожной насыпи, - это основания для крестов. Одна сохранившаяся надпись датируется... 1770 годом.

Кладбище в Каламая и после того, как его превратили в парк, остается местом упокоения. Долгое время в часовенке-колоколенке облегчались. Не в смысле облегчали душу. Часовенку привели в порядок, а вот память об умерших оскверняется постоянно. Я не вижу разницы между обливанием краской памятника солдату и надписями на часовне, склепе и могилах простых людей-неосвободителей.

Есть в Таллинне и другие, более чем странные, захоронения-незахоронения. В Кадриорге на тропинке, где когда-то стоял памятник Ю.Смуулу, чуть в сторонке, лежит ничем не приметный кусок гранита. Только больно уж он прямоугольный. Подходим, смотрим. Могильная плита. 'Здесь были похоронены...' и т.д. Фамилии, дата гибели. Что значит 'были похоронены'? Они что воскресли? Маловероятно. Были перезахоронены? Тогда зачем надпись о том, что они 'были похоронены' здесь.

Не менее удивительно и то, что люди погибли в Пюсси, а плита - в Кадриорге. Зачем тела привезли из Пюсси и похоронили в Кадриорге? Люди, которые были похоронены под этим камнем, пытались отобрать у владельцев мызы Пюсси их 'недвижимость'. Ну, а те, не будь дураками, взяли и пристрелили экспроприаторов. Нам эти люди никто, хотя, наверняка, у погибших в Пюсси есть дети и внуки, которые не хотят, чтобы на их могиле пьянчуги распивали правильное пиво. Я видел даже, как группа парней после того, как посуда была опорожнена, поставили ее на 'камушек' и... открыли по ней пальбу из пневматического пистолета. Это в пяти минутах от президентского дворца!

Сейчас каждый скажет, что любой, кто попытается отобрать у него садовый домик, не говоря о коттедже или хуторе, получит в глаз. А полвека назад как мы все гордились теми, кто отбирал имения у буржуев и помещиков и отдавал народу, да заодно и самих кровососов изводил. Разве не так? А на поверку вышло, что правы были 'кровососы'.

И для того, чтобы не договориться до того, что правы были те, кто хотел свергнуть коммунизм (от Антанты до Адольфа), пора прекратить смешивать понятие 'победа над фашизмом' с тем, что предшествовало событиям 1941-1945 гг. и тем, что воспоследовало после победы. Тогда к памятнику Воину-освободителю будут приносить цветы, и он никому не будет мешать.

Мне, сыну ветерана ВОВ и блокадницы и внуку 'врага народа', чья бабка-чухонка тушила зажигалки на крышах блокадного Ленинграда, а бабка-латгалка 'практиковалась в немецком' в Германии с 1941 по 1945, стыдно за то, что я отчасти русскоязычный. В семьях истинных блокадников и настоящих солдат-освободителей никогда не разглагольствовали о войне, о том, 'как мы им дали', не устраивали вечеров воспоминаний о боевых операциях: люди пытались забыть ужасы войны. Настоящие ветераны не размахивали корочками и не били себя в грудь, протискиваясь в очереди за дефицитом.

Война кончилась, нам повезло, что отец вернулся живым, иначе мы не родились бы. Надо жить дальше. В России, в Эстонии, в Германии. Не наши отцы и не простые немцы развязали войну. И сейчас не русский и эстонец схлестнулись на 'тынисмяэской высоте', а политики, которые играют нами в солдатики ради собственной политической выгоды. Все это 'дозоры' - это потешные полки Великого князя московского. Или пятая колонна.

О гробах можно говорить бесконечно. Вот копнули на Тартуском шоссе, а там - кладбище. И не простое кладбище, - для прокаженных. И на их костях соорудили парковку. Это нормально? Нормально.

Да в любом месте, где ни копни, могут лежать косточки. Строили другую дорогу - сделали археологическое открытие в Ребала. И Петербург стоит на костях в буквальном смысле. Тут ничего не поделаешь. Просто, когда есть возможность сделать добро, его надо сделать, а не превращать ритуальный обряд в шоу.

Знают ли 'ночные дозорные', что с 2005 года в Эстонии проводится Европейская неделя исторических кладбищ? Историки выступают с докладами. В прошлом году во время такой недели члены Общества охраны памятников старины вместе с властями Нарвы побывали на одном из заброшенных кладбищ. Это кладбище, на котором похоронены видные общественные деятели и деятели культуры, погибшие, как сказано в пресс-релизе, в нарвском концлагере. Но не в немецком концлагере, а в... советском. Этот лагерь существовал с 1945-го (год победы) по 1955 (две пятилетки)! Этот лагерь, в который были помещены не враги, а свои собственные граждане, если считать ЭССР частью СССР. Или граждане страны, освобожденной Красной армией, если принять во внимание другую точку зрения. Так что по ночам, как в свое время студенты-заочники, лучше не в дозорах стоять, а книжки читать. По истории. И особенно вырванные страницы. Тогда будут понятны многие очевидные вещи.

Пример того, как надо чтить память павших воинов, подал царь-батюшка. В Тарту в овраге между холмами, рядом с Чертовым мостом, на слиянии улиц Валликраави, Лосси, Ю.Лийва и К.Бэра стоит скромный обелиск. На нем на четырех языках, чтобы всем было понятно, написано, что здесь покоятся кости всех тех, кто пал в сражениях за Дерпт - Тарту, аж с XIII по XVIII век. И эстов - защитников Тарту, и псов-рыцарей, и воинов Ивана Грозного, и поляков, и крестоносцев, и шведов, и петровских солдат... Всех! И Дерпт собрал их косточки (а может, и нет там, под памятником, ничего) и воздвиг сей обелиск как напоминание о многовековой истории, дабы потомки помнили, что своей жизнью они обязаны этим косточкам. И нет на сем обелиске знаков воинских различий. И даже крест условный. Не православный и не лютеранский. Просто крест.

Передислоцированный же Бронзовый солдат остается памятником раздора. Почему? Что написано на памятнике? 'Павшим во Второй мировой войне'. Не павшим советским солдатам, а всем павшим, не так ли? Тем самым хотели примирить потомков 'воюющих' сторон. Однако во Второй мировой войне пали не только советские солдаты. Пали (погибли в боях) и солдаты немецкие, и все, кто воевал на стороне Германии. Пали и те солдаты, кто присоединился к Красной армии после перелома хода войны. Пали эстонские лесные братья и люди невоенные. Почему же символом всех павших стал солдат в форме красноармейца? Когда в Лихула поставили памятник павшим эстонским воинам, такая буча поднялась. Чем же плащ-палатка и автомат ППШ лучше, чем 'шмайссер'?

И последнее. Вместо того чтобы сражаться за горки с памятниками, соседке-России стоило бы обеспечить оставшимся в живых ветеранам человеческие условия существования и достойную старость. Свежая новость: ветеран ВОВ Михаил Рышков получил от властей Курской области (той, где была знаменитая Курская дуга) в 'подарок'... барак от бомжей. Немногим лучше лагерного. Самой же позорной страницей в истории страны-освободительницы я считаю ту, перевернув которую, ветераны Великой Отечественной стали перебираться на ПМЖ в 'логово фашизма', в Берлин, Мюнхен и далее везде по Третьему рейху... А перевернули они эту страницу, устыдившись получать продуктовые посылки от ветеранов СС и видя, как живут поверженные враги. Подумайте об этом, гуляя по кладбищенским паркам.

___________________________________________

Война минус Сталин ("Postimees", Эстония)

Почему Эстония стала козлом отпущения для России? ("Вести Недели День за Днем", Эстония)