26 и 27 сентября В Риге пройдет международная конференция по управлению, на которой выступит гость с мировым именем - Джон Бирн, главный редактор авторитетнейшего журнала Business Week. В преддверии визита 'Час' задал господину Бирну ряд вопросов. Ответы интересны тем, что они во многом отражают взгляд из Америки на нашу страну в контексте мировой экономики.
Перемены за ночь не происходят
- Г-н Бирн, в начале 90-х годов наша страна, строя постсоветскую экономическую модель, во многом придерживалась советов экспертов из США. В результате у нас сегодня самая высокая в Евросоюзе инфляция и один из самых низких жизненных уровней. Почему советы ваших специалистов не дали того результата, какой, допустим, дал послевоенной Европе за те же 15 лет план Маршалла?
- Для любой страны головокружительный переход от 40 лет социализма к налаженной рыночной экономике, действующей по стандартам Евросоюза и обладающей европейской стабильностью, вряд ли может произойти за ночь. Перегрузки могут корректироваться, но они неизбежны. Несмотря на высокую инфляцию и внешний долг, латвийская экономика необычайно продвинулась и добилась определенных успехов: приватизация почти закончена, налоговая политика находится под контролем, прирост валового продукта стабилен.
Реальный рост общенационального валового продукта в 2006 году составил 11,9% и в 2007 году планируется на уровне 9,6%. На период с 2007 по 2011 год эксперты предсказывают уровень в 7,0%. Нынешний валовой продукт в расчете на душу населения составляет 8771 доллар. По этому показателю Латвия находится в нижней части списка европейских стран, однако структурные изменения последних 17 лет дают основания рассчитывать на рост. Для примера посмотрите на медленный, но стабильный прогресс Испании, за 30 лет из одной из беднейших стран Европы превратившейся в чемпиона по росту, где валовой продукт на душу населения превышает средний по Евросоюзу.
В 2006 году инфляция в Латвии составила 6,5%. Прогноз в 8,3% на 2007 год объясняется существенным ростом цен на горючее и сырье, а также ростом зарплат. Даже несмотря на то, что в августе инфляция достигла 9,5%, она все-таки управляема. По прогнозам, к 2009 году инфляция в Латвии снизится до 4,3%, а к 2011 году - уже до 3%. Важно понять, что Латвия все еще находится в процессе перемен.
- Наша страна в очень многом отличается от вашей. Но есть и общее. В частности, мы тоже стоим на пороге кризиса неплатежей по кредитам. В чем были главные ошибки у вас? Какими будут советы нам?
- В свое время главными ошибками США были следующие. Во-первых, слишком низкие проценты по кредиту, что заставило людей брать огромные суммы денег, которые они не были готовы выплатить. Во-вторых, неспособность контролировать неразборчивых кредиторов. Они зарабатывали, выдавая кредиты под слишком низкие проценты, а затем эти проценты были подняты на несколько пунктов в течение года. И, в-третьих, в США специфика законодательства разрешает людям объявить себя банкротами. Поэтому кредитные учреждения не всегда могут получить свои кредиты назад, если лицо, взявшее кредит, объявило себя банкротом.
Цифры дефицита бюджета США и Латвии различаются, как день и ночь. В 2006 году текущий дефицит бюджета Латвии достиг 21,1% от валового продукта по сравнению с 12,5% в 2005 году. Помимо роста цен на энергию и сырье, страна страдает от низкоприбыльной экономики. Важнейшие виды вашего экспорта - древесина, металл и текстиль. А важнейшие статьи импорта - станки и оборудование. Латвии нужна индустрия XXI века, причем главным в ней должны быть мозги.
Место России в мире
- С вашей точки зрения, какие из недостатков современной России сегодня являются самыми тревожными для США? И какие должны более всего тревожить нас?
- Растущая склонность России к тому, чтобы использовать свои энергоресурсы для усиления геополитического влияния - волнующая тенденция как для Латвии, так и для остальной части Европы. На мой взгляд, Западу не по душе российские угрозы урезать снабжение соседей энергоносителями, если Москва чем-то недовольна в их поведении. Разногласия России и страны, по чьей территории проходят трубопроводы, могут вызвать перебои со снабжением всей Восточной Европы.
Запад также обеспокоен растущими объемами продаж российского оружия и давлением власти на средства массовой информации и оппозицию. Сейчас внимание сфокусировано на внутрироссийском политическом процессе: в декабре в России пройдут выборы в Госдуму, а в марте - президентские выборы. Не прекращаются дебаты о преемнике Путина, допускается вероятность, что Путин сам назначит своего кандидата и все за него проголосуют. И у Латвии есть некоторые основания для беспокойства по поводу этих политических процессов.
Тем не менее надо признать, что популярность России в среде зарубежных инвесторов растет. Западные розничные торговцы, такие как Zara, Nike или Body Shop, уверены, что прибыль на российском рынке, особенно в Москве, сравнима, например, с Лондоном. Заметны и инвестиции международных компаний в российский рынок, например, голландский производитель пива Heineken и шведский розничный торговец IKEA стремительно развиваются в России, не говоря уже о бесчисленных производителях машин, включая Ford, General Motors и Toyota.
Мне лично тоже кажется, что Россия - это серьезный рынок, с которым следует считаться и который важен для США. Однако, принимая во внимание упомянутые выше политические обстоятельства и тенденцию России к использованию экономики в качестве средства политического давления, можно сказать, что Россия хоть и значительный, но нестабильный бизнес-партнер. Вызывает беспокойство возрождение национализма в России. К этому еще можно прибавить помехи бизнесу в лице многочисленной российской бюрократии и, как следствие, коррупцию - в ежегодном международном списке прозрачности по коррумпированности Россия находится между Гамбией и Филиппинами. Вызывает опасения и растущая роль правительства в сфере бизнеса - с 2004 года Кремль взял под контроль ряд крупнейших российских компаний, включая нефтяных гигантов Сибнефть и ЮКОС.
Что нас ждет впереди
- Ваш прогноз: что будет главным в развитии (или трансформации) мировой экономики в ближайшие годы? Какое место в этом процессе будет отведено а) США, б) Европе? В чем самые главные предстоящие угрозы мировой экономике? От кого или от чего они будут исходить и почему?
- Самой главной переменой станет технический прогресс, который будет просто необходим, чтобы справляться с такими проблемами, как глобальное потепление, оскудение мировых запасов нефти и старение населения большинства стран мира. Если технический прогресс будет развиваться достаточно быстро, с этими проблемами удастся справиться. Если нет, то будущее выглядит весьма мрачным.
США по-прежнему останутся лидером мировых технологий благодаря сформированной культуре изобретательства, творчества и предприимчивости. Соединенные Штаты лучше и быстрее других превращают хорошие идеи в полезные товары.
Европа тоже не останется в стороне от технического прогресса. Восточная Европа, и в частности Латвия, тоже становится эпицентром новых технологий благодаря большому количеству образованного населения и свежему духу капиталистического предпринимательства.
Что касается угроз экономике, то в сентябре, во время визита в Латвию, на конференции по руководству Fastleader, одной из моих главных тем станут те вызовы, с которыми сталкиваются сегодня компании и мировая экономика.
После атаки на Иран подорожает нефть
- Иран. США готовы нанести по нему удар. Что это даст позитивного для мировой экономики? Что это даст негативного?
- Вопрос поставлен вами слишком уж прямолинейно. Несмотря на то, что Вашингтон не исключает из своего политического арсенала возможность атаки на Иран, большинство экспертов согласны с тем, что подобная атака не достигнет многого из-за исключительных трудностей, связанных с проблемами обнаружения объектов иранской ядерной программы (опять же при условии, что они вообще существуют, как считают Вашингтон и Лондон).
Однако если США пойдут на такой шаг, это негативно скажется как на политических процессах в этом регионе, так и на мировой экономике. В ответ Иран, очевидно, нанесет удар по Израилю. В конфликте неизбежно пострадают месторождения нефти, что вызовет очевидный скачок цен на нефтяных биржах.
________________________________________
Новая Россия - новая угроза ("Los Angeles Times", США)
Не надо демонизировать Путина ("The Globe And Mail", Канада)
Россия обрела уверенность в себе ("The Economist", Великобритания)