Приглашение к Русскому маршу выглядит так: свирепый медведь, опоясанный пулеметными лентами, - в одной лапе граната, с другой обильно стекает кровь. Картинку обрамляет надпись: 'Русские не сдаются!' И рядом обещание: 'Всем будет хорошо!' Плюс к этому один из организаторов мероприятия, Евгений Осипов, - в прошлом участник профашистской организации 'Русское национальное единство'. Латыши в шоке, мнения русских тоже далеко не однозначны...
В минувшую пятницу после двухлетнего перерыва Штаб защиты русских школ собрался на свое заседание, чтобы выработать свою позицию. Собралось человек пятьдесят - закаленные школьными протестами общественники, "запчеловские" политики, на удивление, много молодежи. Плюс Евгений Осипов с командой крепкого вида единомышленников. Высказывались хоть и очень бурно, но совершенно корректно. А точки зрения были самые разные.
Яков Плинер, с удивлением обнаруживший на своем мобильнике SMS-сообщение незабвенного Александра Казакова, ознакомил народ с его содержанием. Казаков из Первопрестольной рекомендовал (то ли штабу, то ли Плинеру) марш не поддерживать - как профашистское мероприятие. В публике это сообщение энтузиазма не вызвало.
Осипов все собрание скромно сидел в зале. Не выступал, только изредка отвечал на адресованные лично ему вопросы. Разговоров о его членстве в "РНЕ" не было. Все присутствующие знали, что года четыре назад Евгений публично отрекся от прежних своих идей, теперь он председатель Латвийской национал-демократической партии. Другое дело, что не все в это отречение поверили. Но апологеты Осипова приводили примеры его деятельности последних лет, благодаря чему, например, поклонники эсэсовцев с шествиями по Лиепае уже не ходят.
С идеей Русского марша штаб ознакомил председатель Латвийской ассоциации русской молодежи (ЛАРМ) Влад Андреев (также член союза "Родина" - второго организатора акции). Объяснил, что вопрос неравноправия русских Латвии властями упорно игнорируется и стыдно это терпеть народу, за плечами которого столько славных страниц.
И то, что запрещают Русский марш - явление закономерное, эсэсовский или латышский не вызвал бы у властей такой неприязни. Но надо менять этот сомнительный порядок. Как раз на заявленный день, 8 сентября, приходится две даты - Куликовская битва и Ништадтский мирный договор. Так что вполне подходящий день для поднятия национального самосознания.
Упоминание истории вдохновило штабистов на жаркий спор. В какой-то момент "за" и "против" сошлись стеной. "Марш националистов имеет угрожающий вид". - "А кто тут не националист?" На эмоциональный призыв Юрия Петропавловского "Кто здесь националисты?!" не без вызова поднялась примерно половина присутствующих.
Другая половина доказывала, что превозношение одной национальности над другими - дело бесперспективное и ведет прямиком к фашизму. С ними спорили: гордиться собой не значит унижать других. Наоборот, только настоящее уважение себя, своей истории и культуры учит уважать и ценить чужие достоинства.
Цитировали классиков, приводили примеры европейских народов, добивавшихся уважения законов не словами, а действиями. Учитель Владимир Корниенко зачитал цитату Лермонтова о том, что националист - это тот, кто любит свой народ и уважает других. На этом спор утих. Перешли к следующему вопросу: "Кого именно имеют в виду организаторы марша под наименованием "русские" - только этнических русских или русскоязычных тоже?"
- Вот моя "жидовская морда" может участвовать в вашем марше? Меня ведь иначе на латышских порталах не называют, - интересовался антифашист Иосиф Корен.
- Так и меня латышские порталы иначе не называют, так что мы с тобой для них одной национальности, - весело ответил Осипов. - Как и все русские для этого государства.
Сошлись в итоге на том, что русский - это не национальность, это образ мысли и состояние души. И все, кто считает родной русскую культуру, - русские.
- И все-таки, может, не будоражить общество громкими названиями и негативными ассоциациями? Назвать марш, скажем, Маршем национальных меньшинств? Это привлечет людей разных национальностей, - предложил известный своей бурной протестной деятельностью Юрий Котов. Предложение Котова назвали подарком латышским радикалам и отклонили как "вредное для единения русского сообщества". Напомнили, что дискриминации подвергается единая категория нелатышей, объединенная русским языком.
Одобрив проведение марша в целом, перешли к обсуждению частностей - эмблемы и лозунгов. Касательно леденящей душу картинки с кровожадным медведем спора не было.
"Если медведь будет на плакате, я не приду. Если медведя не будет - приду в майке "За русские школы" - таков был рефрен многих выступлений.
- Уже решено - медведя не будет, - ответил Осипов. Видимо, штабисты были не первыми, кто не хотел соседствовать на акции с вооруженным гранатой мишкой.
Не все лозунги марша принял штаб: "К чему это: "Русские не сдаются!" или "Будет хорошо русским - будет хорошо всем!"? Другое дело - "Гражданство - всем!", "Русский язык - официальный!", это правильно". Но поддерживать призывы выборочно, оказалось, нельзя - официально органам уже заявлен весь список, серьезная, понимаете, процедура! Поэтому в штабное заявление этот пункт решили не включать вообще, обращение к сторонникам - дело серьезное.
- Запрещать марш власть не имела права, но штаб не должен его поддерживать, так как в России уже проходили такие марши. И были они с профашистским оттенком, - стоял на своем противник единения с осиповцами Дмитрий Катемиров, администратор штабного сайта.
- Если есть люди, что берут на себя смелость будоражить общество напоминанием о нерешенных проблемах, то это надо только поддерживать. Нет в этой затее ничего пронацистского, а цели в принципе те же, что ставил и штаб: добиться равноправия русских с латышами, - аргументировал психолог Александр Гамалеев. В этом ключе и было принято заявление штаба - подавляющим большинством голосов. Против был один Катемиров, пообещавший при таком раскладе сложить с себя полномочия по руководству сайтом.
Итог трехчасовых дебатов - заявление следующего содержания: "Штаб поддерживает Русский марш. Мы считаем недопустимым произвольное ограничение властями свободы собраний и шествий и поддерживаем проведение Русского марша 8 сентября в 17 часов от памятника Барклаю-де-Толли".
Прямо призывать своих сторонников к участию не стали ввиду неясности - будет официальное разрешение или не будет. Суд по этому поводу состоится как раз сегодня. Но ставить в зависимость от решения суда проведение марша тоже не стали - сколько штабных протестов проводилось без официальных разрешений. В том ведь и суть, что нужно побороть дискриминацию. И кто может помешать свободным людям в свободной стране прийти в субботу отдыхать именно к памятнику прославленному полководцу, русскому патриоту с иностранной фамилией, пусть и говорившему по-русски с акцентом...
________________________________________
Кому нужны "русские марши"? ("Telegraf", Латвия)