Даже если не обращать внимания на такие мелочи, как автомобильные кортежи и проволочные заграждения в Сиднее, становится ясно, что форум лидеров стран АТЭС - дело чрезвычайно серьезное. Он определит будущее Австралии в этом регионе на десятилетия.
Великие державы современности собрались в одном месте - в самом крупном городе Австралии. И они хотят действовать наверняка.
Здесь присутствует американский президент Джордж Буш. Вчера он встречался с председателем КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao). Этим утром сюда прибывает бывший шпион КГБ Владимир Путин, который сейчас правит Россией.
Три самых важных мировых лидера.
Постройте эту тройку в один ряд, добавьте к ней президента Индонезии и премьер-министра Японии, а также многих других представителей Азиатско-Тихоокеанского региона - и вам станет ясно, почему наш премьер называет эту встречу самым важным мероприятием, которое когда-либо устраивала Австралия.
Он прав. Когда вы собираете вместе людей такого калибра, на это обращают внимание все.
Государственные руководители не летают за тридевять земель лишь для того, чтобы раздаривать панд или посещать овцеводческие фермы. У них и дома есть дела. Они приезжают, чтобы сделать важные заявления и подписать крупные соглашения.
В этом представлении международной дипломатии австралийцам достались места в первом ряду.
Соединенные Штаты Америки по-прежнему являются доминирующим игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сохранить такое влияние США помогают давние и прочные союзы с Австралией и Японией, а также их военные базы, разбросанные по всему региону.
Но бывший враг Америки периода "холодной войны" на пути в Сидней заскочил в Джакарту и объявил там о заключении крупного соглашения о поставках оружия Индонезии.
Российская экономика, подобно австралийской, развивается благодаря бурному росту спроса на ресурсы. Располагающий огромными средствами Кремль восстанавливает старую советскую военную промышленность и ищет новые рынки. Вместе с Путиным в путешествие со своими миллиардами отправились денежные мешки постсоветской России - олигархи, находящиеся в вечном поиске очередного доллара.
Российская военная техника по-прежнему считается одной из лучших в мире. Зачастую она дешевле и доступнее, чем американская. Как бы демонстрируя свою мощь и рыночный потенциал, Россия несколько недель назад направила подводную лодку в глубины Северного Ледовитого океана для установки на его дне под полюсом российского флага. Затем она отправила в полет эскадрилью своих стратегических бомбардировщиков.
Все это отнюдь не предвещает возврат в холодное прошлое. Но военная мощь по-прежнему остается весьма ходовой валютой в глобальной политике, и Америка, пусть и сохраняющая позиции верховной супердержавы, никогда не обладала в этом вопросе монополией.
Будет о чем поговорить, когда Путин сегодня сядет за стол переговоров с Бушем.
Внимание Вашингтона поглотила иракская война. Неожиданный крюк, который сделал Буш на пути в Австралию, посетив иракскую провинцию Анбар, а также его плохо завуалированная критика в адрес лидера оппозиции Кевина Радда (Kevin Rudd), намеревающегося в случае избрания премьером вывести из Ирака австралийские войска, говорит о том, что первые дни саммита АТЭС будут в значительной мере посвящены иракской проблеме.
Но война всегда будет преследовать Буша. Ирак стал определяющим моментом его президентства. Пока люди ищут хоть какие-то признаки прогресса (а Буш и его верный союзник Говард упрямо заявляют, что он наступит), не возникает сомнений в том, что этот конфликт наносит серьезный ущерб позициям Америки в мире.
Странно, но Китай здесь выглядит победителем. Пока Соединенные Штаты занимаются своими проблемами на Ближнем Востоке, Пекин пользуется предоставленным ему шансом и распространяет собственное влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами.
Поскольку здесь присутствуют оба - Ху и Буш, драма американо-китайских взаимоотношений разыгрывается у нас на глазах.
Президенты встретились вчера поздно вечером. Состоялась вежливая дискуссия двух экономических сверхдержав. Китайская экономика развивается буквально взрывными темпами. Показатели экономического роста уверенно перевалили за десять процентов, причем эта тенденция сохраняется четыре года подряд. Америка обеспокоена огромным объемом торгового дефицита в отношениях с Китаем - 232,5 миллиарда долларов США.
Китай не является соперником Соединенных Штатов по определению. Но пока два гиганта тянут и толкают друг друга, Австралии необходимо определить свой курс.
Говард недвусмысленно заявил о своей личной преданности союзу с США. Это многолетнее партнерство поддерживает и подавляющее большинство австралийцев. На этой неделе он заключил с Бушем новое соглашение в военной сфере, которое обеспечит Австралии доступ к важным военным технологиям.
Но он также хвастается тем, что его правительство наладило тесные взаимоотношения с Китаем. Говард и Ху Цзиньтао договорились вчера о проведении ежегодного диалога по проблемам безопасности между двумя странами. Это добавляет еще один кирпич в австралийскую кладку крайне важных, хотя порой весьма деликатных партнерских отношений с иностранными государствами.
Заключая в свои объятия панду, Австралия делает привязку к будущему, в котором китайская экономическая и политическая мощь будет определять международные отношения.
___________________________________________________________
Помните: мы в долгу перед Россией ("The Age", Австралия)
Россия укрепляет влияние в Азии благодаря поставкам оружия ("The New York Times", США)