Куда ни посмотри на Ближнем Востоке, Запад (особенно в лице США) везде и всегда стремился иметь постоянное влияние, причем зачастую это происходило за счет жизни и благополучия людей. В результате на многих фронтах американская политика полностью провалилась.
В Палестине США никак не поддержали курс на формирование государства. В Иране они не только продемонстрировали яркий пример двойных стандартов, фактически отказывая Исламской Республике в том, в чем никто не отказывал другим государствам региона, но и намекают на перспективу войны. Что же касается Ирака, то можно с полной уверенностью сказать, что катастрофа этой страны есть прямое следствие всех политических шагов Буша. За пределами Ближнего Востока ситуация тоже не лучше: там есть Гуантанамо - слово, которое режет уши каждому из нас.
Американская 'война с террором' (которая вскоре превратилась в 'войну за свободу'), начатая сразу же после трагических событий 11 сентября 2001 года, принесла смерть тысячам мирных людей, не достигнув при этом ни одной из завяленных ее авторами целей. Президент США Джордж Буш, таинственным образом связавший кампанию против терроризма с Ираком, объявил, что его цель - принести в Ирак демократию. Однако та демократия, которую мы видим сегодня в Ираке - это какая-то радикальная ее форма: политический вес, пусть и не без противоречий, набирает кто угодно, кто противится американскому вторжению.
Сегодня Буш, несмотря на то, что оппозиция его действиям в Ираке растет и ширится, все еще отказывается назначить дату вывода войск. Тем временем, по результатам опроса, недавно проведенного в Ираке телекомпаниями BBC, ABC News и NHK, большинство иракцев считают, что 'бросок в Ирак', предпринятый США в последние шесть месяцев, тоже ничего не дал.
Многим еще памятны времена, когда правительство Буша утверждало, что коренная причина терроризма - авторитаризм на Ближнем Востоке. Буш тогда утверждал, что если США не будет проводить стратегию агрессивного распространения демократии, то угроза терроризма будет только расти. В этом году ситуация уже совсем иная. Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила, что США заинтересованы в формировании на Ближнем Востоке коалиции 'умеренных', которая, по их мысли, должна остановить 'экстремистов'. Иными словами, великая миссия по распространению демократии благополучно забыта, а все внимание переключается на борьбу с 'иранской угрозой'.
Итак, можно смело сказать, что перемены в американской политике случились после терактов 11 сентября и сформировали общественное мнение в предубеждении относительно Ближнего Востока. У этого тревожного факта оказались далеко идущие последствия: сегодня подавляющее большинство арабов столь же скептически относятся к войне против Ирака, развязанной США - прежде всего потому, что для них эта война стала призмой, через которую они смотрят на все события на международной арене. Иными словами, через шесть лет после 11 сентября паранойя распространилась по всему миру.
Паранойей заразился даже сам президент США, отдавший спецслужбам приказ шпионить за мирными гражданами. На Ближнем Востоке люди понимают, что против терроризма необходимо предпринимать эффективные меры, однако любые меры должны оставаться в рамках закона и соответствовать демократическим ценностям. Военными вторжениями проблем международной безопасности не решить; этого ни разу не произошло, и этого никогда не произойдет. Одного взгляда на Ирак и Афганистан достаточно, чтобы понять: этим странам война принесла лишь грубейшие нарушения прав человека и не дала никакой - никакой - демократии.
Начали за здравие
В Ираке демократию США попытались насадить - в прямом смысле этого слова - дулами своих винтовок. В результате ситуация накалилась настолько, что в стране начались внутренние межконфессиональные трения, в конце концов переросшие в новую войну. В сущности, произошло следующее: различные группы и группировки в Ираке начали объединяться исключительно по принципу взаимовыгодности, что лишний раз показало исключительную слабость как Америки, так и Британии. С этого момента политика США не просто начала мешать демократическим процессам и ослабила позиции всех демократически настроенных сил в регионе; фактически Америка начала пытаться активно подавлять демократические перемены.
Самые последние примеры - Палестина, Ливан и тот же Ирак. Единственной страной на Ближнем Востоке, в которую США пока не проникли, остается Иран, однако и здесь, судя по всему, в самом скором времени возможны перемены. Если судить по риторике, которая в последнее время стала исходить из Вашингтона, США готовы нанести удары по ядерным объектам Ирана уже в следующем году. Вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) явно хочет 'начать и кончить' до конца второго президентского срока Буша.
Судя по всему, кое с кем нужно снова засесть за повторение прописных истин: если США действительно заинтересованы в распространении демократии, они должны понимать, что демократия не может укорениться там, куда ее пересаживают из-за границы по правилам, чужим для демократизируемого общества.
Сегодня правительство США полностью поглощено придумыванием 'стратегии победы' для своего самого крупного и дорогого 'решительного вмешательства' с 2001 года. Однако, как сказал не так давно Джеймс Бейкер (James Baker), в Ираке уже нельзя выбирать между хорошим и плохим - можно выбирать только между плохим и очень плохим. Совершенно очевидно, что сегодня на Ближнем Востоке США действуют только в соответствии с собственными интересами - и безо всякого уважения к международному праву.
Ирак показал: тому, кто не может контролировать даже собственную речь, задали к тому же неправильное направление. Если после 11 сентября Буш был популярен у собственного народа, то сегодня его рейтинг низок как никогда.
Буш хочет войти в историю; он хочет, чтобы будущим Америки по-прежнему управляли республиканцы. Однако единственное, чем его запомнят - он оставит после себя нацию, которая раскололась внутри себя и откололась от остального мира. И в историю он не войдет, а вляпается. Он останется в ней карикатурной фигурой - человеком, вогнавшим страну в упадок и попусту растратившим ее деньги, ее политический капитал и жизни ее солдат. Дни большой славы Буша, которую дало ему 11 сентября, безвозвратно прошли.
________________________________
Дж. Буш: 50 откровений на религиозную тему ("The Times", Великобритания)
'Бушизмы': из собрания сочинений Дж. У. Буша ("Slate", США)
Джордж Буш: Лучшие крылатые изречения ("The Mirror", Великобритания)
Самые известные высказывания Буша, собранные Умберто Эко ("El Mundo", Испания)