Интервью Day.Az с известным российским политологом, заведующим отделом проблем межнациональных отношений российского Института политического и военного анализа Сергеем Маркедоновым.
- Как по-Вашему, в чем причина похолодания межгосударственных отношений между Россией и Азербайджаном?
- В российско-азербайджанских отношениях существует своя внутренняя динамика. Чего хотел бы Кремль от Баку? Естественно, Россия ждет больше лояльности от Азербайджана. И это, в первую очередь, касается Грузии. Москве хотелось бы, чтобы Баку разделял российский подход по грузинскому вопросу. Однако Азербайджан не согласен с российской позицией по Грузии. В российско-азербайджанских отношениях есть определенные проблемы, которые не могут решиться с учетом интересов Баку. Речь идет, прежде всего, о нагорно-карабахском конфликте. При этом Азербайджану хотелось бы, чтобы Россия более активно 'играла' в пользу Баку.
Я считаю, что Азербайджан имеет определенные лимиты в движении в сторону, как Запада, так и России. Охлаждение в российско-азербайджанских отношениях не означает, что завтра Баку полностью развернет свой курс на Запад. Отход от курса на Россию связан с нагорно-карабахской проблемой, с одной стороны.
С другой - права человека, развитие демократии, остро воспринимаемые Азербайджаном, а также иранский фактор не позволяют Баку более тесно сближаться с Западом. Баку не желает превратиться в подлетную площадку, в случае возможных военных действий США против Ирана. Скажем так, Баку проводит политику 'качелей'.
Нынешнее охлаждение российско-азербайджанских отношений во многом определяется проводимой Азербайджаном политикой 'качелей'.
- Какой фактор играет Азербайджан во внешней политике Кремля?
- Безусловно, Азербайджан - важный фактор во внешней политике России. Азербайджан - самая крупная и развитая страна на Кавказе, имеющая морские и сухопутные границы с Россией. До сих пор в России доминирует мнение, что как-никак - это постсоветское государство и посему никуда не денется, хотя такой подход и переосмысливается. Российский истеблишмент сегодня имеет два подхода к постсоветским странам. Первый - необходимо полагаться на советский запас прочности. Второй подход более циничный, подразумевающий рыночную основу при построении отношений с бывшими советскими странами.
- Азербайджан в прошлом году был назван американскими дипломатами 'мусульманским союзником США', хотя ранее такого 'титула' удостаивалась Турция. Как Вы думаете, это не вызывает раздражение у Москвы? Может, причина 'охлаждений' отношений между двумя странами заключается именно в этом?
- Безусловно, оно вызывает раздражение у Кремля, хотя, на мой взгляд, необходимо понять мотивы, почему Азербайджан был удостоен таким титулом. Отношения между Вашингтоном и Анкарой сильно попортились по многим причинам. В первую очередь, курдский вопрос вызывал сложности во взаимоотношениях Турции и США. Отсюда и попытки США заполучить в мусульманском мире союзника, в частности, Азербайджан.
Я не считаю, что охлаждение между Россией и Азербайджаном связано именно с американцами. Это, конечно же, в первую очередь, связано с Грузией. Газовая война, разыгравшаяся в конце прошлого года между Москвой и Баку, имела вторичный характер.
Истинной причиной 'похолодания' стало непонимание со стороны Баку российской позиции по Грузии. Азербайджан не смотрит на Грузию глазами России. Еще один фактор, который вызывает сильное раздражение у Москвы помимо похвалы американцев, это, конечно же, то, что Баку входит в ГУАМ.
- На Ваш взгляд, у США и у России в Азербайджане больше точек соприкосновения интересов, чем основы для конфликтов и соперничества или же наоборот?
- Буквально пару дней, как я вернулся из Польши, где принимал участие в работе Международного экономического форума. Я выступал на форуме модератором секции, посвященной Кавказу. Она так и называлась: 'Имеют ли точки соприкосновения США, Запад и Россия на Кавказе'. Среди аналитиков выступали такие известные высокопоставленные лица, как спецпредставитель Евросоюза по Южному Кавказу Питер Семнеби, заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид и др.
Представьте, что Дэниэл Фрид начал свой доклад буквально с того, что Азербайджан - это как раз то поле, где Москва и Вашингтон успешно сотрудничают. Я считаю, что у России и США относительно Азербайджана больше понимания. Кремль и Белый дом заинтересованы в сохранении в Азербайджане светского режима правления и политической стабильности. Москва и Вашингтон приблизительно одинаково понимают карабахскую проблему. Армянский фактор играет важную роль во внутренней политике США и России и потому, они не заинтересованы в разрешении конфликта только с учетом интересов Азербайджана. Относительно Грузии у США и России больше соперничества, чем понимания.
- Только честно, что должен сделать официальный Баку для Кремля, чтобы последний решил карабахский конфликт с учетом национальных интересов Азербайджана? Выйти из ГУАМ? Повернуть внешнеполитический курс на Москву или что?
- Вопрос, конечно, интеллектуально-провокационный. Карабахская проблема не решается в Москве. И даже не в Армении. Главная проблема в том, чтобы 'дядя Мамед' и 'дядя Хачик' не смотрели бы друг на друга как на врагов. В общественности Армении и Азербайджана должно созреть прагматичное понимание того, что конфликт вреден для всех сторон. И Армения, и Азербайджан в блокаде. Москва не разрешит эту проблему за армян и за азербайджанцев.
- Это больше похоже на мнение официальной Москвы...
- Я не говорю так, потому что так сказал Путин. Это мое мнение. Что могут предложить США и Россия? Только лишь какие-то компромиссные формулы, выступать эффективными модераторами, но не более. Теоретически допустим, что Азербайджан покинет ГУАМ. Но ведь это не разрешит конфликт в пользу Баку.
ГУАМ в целом и стал следствием того, что Азербайджан, потеряв свои территории, решил, что раз у России не получается разрешить конфликт, нужно посмотреть в сторону Запада и США.
- По словам американского политолога Збигнева Бжезинского, 'Азербайджан можно назвать жизненно важной пробкой, контролирующей доступ к бутылке с богатствами Каспийского моря и Центральной Азии. Независимый тюркоязычный Азербайджан, по которому проходят нефтепроводы и далее тянутся на территорию этнически родственной и оказывающей ему политическую помощь Турции, помешал бы России осуществить монополию на доступ к региону и таким образом лишил бы ее главного политического рычага влияния на политику государств Центральной Азии'. Вы согласны с мнением американского политолога?
- В словах Бжезинского всегда есть один момент - это гипертрофированное отношение к России, которая, якобы, спит и видит, как захватить чужие территории. Да, в риторике Москвы используются факторы советского имперского прошлого. Но оно применяется для внутреннего использования. Многие тяжело переживают распад СССР, и потому данная риторика сегодня в общественной моде.
Если говорить о Центральной Азии, то у России есть возможность выхода на Казахстан, с которым имеет одну из самых больших в мире сухопутных границ. Для этого не обязательно обращаться к Азербайджану.
- В одном из интервью начальник Управления Администрации Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров, перечисляя основных партнеров России, сказал: 'Наш стратегический союзник - Германия, Франция, Италия, Казахстан, Азербайджан - прекрасная страна, Белоруссия'. Примечательно, что в этом списке не было Армении, до сих пор считавшейся главной пророссийской силой на Южном Кавказе. Как вы думаете, с чем связано это?
- В прошлом году где-то до декабря месяца у России была некая эйфория по поводу Азербайджана. В Москве очень сильно боятся оранжевых революций. В ноябре 2005 года у вас проходили выборы в парламент. Азербайджан на постсоветском пространстве был первой страной, остановивший волну оранжевых революций. Попытки революции в Баку как-то предпринимались, но не получились. Даже господин Рушайло - представитель СНГ, признал выборы в Азербайджане еще раньше, чем азербайджанский Центризбирком. И потому, тогда к Азербайджану было такое положительно-демонстративное отношение со стороны Кремля. И Колеров, как один из идеологов Кремля, дал вот такую положительную оценку Азербайджану.
Почему там Армении не значилось? С Ереваном у Москвы далеко не однозначные отношения. Есть моменты, не нравящиеся Армении. Это ксенофобия в России, недостаточное внимание Кремля к карабахскому вопросу, недовольство экономическим сотрудничеством и т.д. Отношения между Ереваном и Москвой не такие уж и безоблачные.
- Еще вчера тон в ГУАМ задавали Грузия и Украина, но сегодня возрастает роль Азербайджана в этой организации, о чем свидетельствует последний саммит ГУАМ в Баку. На ваш взгляд, чем это вызвано?
- Действительно, саммит ГУАМ в Баку показал возрастающую роль Азербайджана. До этого момента, Баку был пассивен в этой организации. Саммит показал важную роль Азербайджана не только с политической точки зрения, но и экономической. Как известно, на саммите участвовали польские, японские представители. В Европе Азербайджан рассматривают как экономического партнера, альтернативного России. Интерес новой Европы к Баку сильно возрос.