О. БЫЧКОВА: Добрый вечер. Это программа 'Особое мнение'. В студии прямого эфира 'Эхо Москвы' и телекомпании RTVi Ольга Бычкова с особым мнением. Александр Проханов. Добрый вечер, Александр Андреевич.
А. ПРОХАНОВ: Добрый вечер.
О. БЫЧКОВА: Поздравляю Вас с началом нового политического сезона. Вы уже знаете, наверное, об отставке Михаила Фрадкова. Как сообщают официальные органы, Фрадков пришел к Путину и подал заявление об отставке. Вместе с ним ушел и весь кабинет, который сейчас временно исполняет свои обязанности до появления нового. Уже известно, кто внесен в качестве кандидатуры в новые кандидатуры. Это Виктор Зубков, человек путинской команды и руководитель Службы финансового мониторинга. Скажите, пожалуйста, что по этому поводу говорят осведомленные конспирологи, зачем нужна вся эта конспирация?
А. ПРОХАНОВ: Все виднейшие конспирологи уже высказались, и мне, скромному художнику далеко до таких специалистов как Белковский, Павловский. У них мощные прогнозы, а у меня скромные прозрения.
О. БЫЧКОВА: А Ваша осведомленность, а ваши связи?
А. ПРОХАНОВ: Какие связи? Только интуиция и телепатические методики, которые позволяют мне проникнуть в сознание кремлевских лидеров.
О. Бычкова: Давайте их применим.
А. ПРОХАНОВ: Методика первая. Я не буду рассказывать ее смысл, но результат ее применения таков. Зубков человек из леса. . .
О, Бычкова: Подождите, пожалуйста. Мы сейчас будем говорить про Зубкова, но скажите, пожалуйста, зачем сейчас нужно было отставлять г-на Фрадкова и совершать эту перемену?
А. ПРОХАНОВ: Настало время. Звезды сложились так, что именно сегодня. Календарный эффект очень важен. И я как звездочет могу сказать, что это не случайно.
О. БЫЧКОВА: И я как звездочет могу сказать, что не вчера, конечно, это надо было делать, потому что вчера все говорили про 11 сентября.
А. ПРОХАНОВ: А завтра будет корпоративная вечеринка 'Эха Москвы' и тоже не будут говорить об этом. Мотивации здесь таковы как говорят мои методики: Зубков человек из Ясенева. Это путинский человек. Он принадлежит к одной лесной ясеневской команде.
О. БЫЧКОВА: Даже не ясеневской, а еще питеро-мэрской.
А. ПРОХАНОВ: Вот, даже питеро-мэрской. Этот человек как офицер и связанный местопребыванием и местом службы и местом повышения в званиях, он Путину абсолютно верен и предан. Желание Путина уйти, чтобы остаться это объясняет выбор этого персонажа.
О. БЫЧКОВА: То есть Вы считаете, что это укрепление такого предвыборного штаба?
А. ПРОХАНОВ: Это укрепление той модели, по которой Путин уходя после своего срока, тем не менее, остается у власти. Начинает новый свой политический властный период.
О. БЫЧКОВА: То есть это та самая фигура, которую можно спокойно оставить после себя в лавке. И не рассчитывать на удар в спину?
А. ПРОХАНОВ: Ну если Вам эти ужасные террористические термины милы, то да удара в спину не последует. Далее. Вторая конспирологическая методика принесла мне следующее представление об этом поступке. Г-н Зубков занимался финансовым мониторингом. Он знает места пребывания, накопления всех финансов России как черных, так и белых в гораздо большей степени, чем МВД и специальные отделы ФСБ. Сегодняшний российский капитализм не промышленный, а финансовый ясен Зубкову. Если при уходе Путина возникает афронт, бунт какой-то части либо путинской команды, либо либеральной элиты, то за этим последует страшный финансовый разгром, который не снился ни Ходорковскому, ни ЮКОСу.
О. БЫЧКОВА: То есть Зубков тот человек, у которого в сейфах лежит много интересного.
А. Лившиц: Не много, а все интересно. И про нас с Вами, Оля. Если у Вас есть какие-то черные кассы, Вы немедленно ликвидируйте.
О. БЫЧКОВА: Если у Вас есть черные кассы, то там точно много интересного, а у меня нет.
А. ПРОХАНОВ: Я уже их все ликвидировал. Еще раз повторяю. Первое представление в сочетании со вторым еще раз объясняет, почему на этом месте оказался Зубков. С одной стороны это офицерская преданность, с другой - это карающий меч, который может остановить любое поползновение. И третье. Зубков - человек финансов. Он знает модели и структуры рынков как российских, так и мировых. У российского финансового рынка очень скоро большие неприятности. Наши корпорации и наши банки в основном набрали такое количество кредитов, по которым не могут расплатиться. И в случае предъявления претензий, эти банки не смогут расплатиться с кредиторами. Государство готово скупить долги этих банков и корпораций. Таким образом, скупив эти долги, государство оказывается владельцем этих банков и этих корпораций, то есть происходит дальнейшая концентрация собственности финансов в руках государства и для этой роли г-н Зубков крайне подходящая фигура.
О. Бычкова: То есть в наше время финансист это правильная профессия.
А. Проханов: В наше время финансист, работавший в Ясенево и работавший в петербургском (ленинградском) отделении является свежим необходимым человеком.
О. БЫЧКОВА: Давайте мы прервемся на несколько минут и затем продолжим программу 'Особое мнение' с Александром Прохановым.
О. БЫЧКОВА: И мы продолжаем программу 'Особое мнение'. Гость нашей студии Александр Проханов. Мы обсуждаем тему отставки Михаила Фрадкова и теперь Госдума и Совет Федерации должны утвердить кандидатуру г-на Зубкова, про которого говорят, что он человек Путина. Спрашивают нас наши слушатели на сайте. Евгения К. из Москвы прислала вопрос: 'Временное ли это будет правительство до конца власти Путина или будут еще премьер-министры?' Как вы думаете, дальше какой сценарий нас ожидает?
А. ПРОХАНОВ: Ну, все правительство временное, ничего нет постоянного под луной. Я думаю, Путину нет смысла тасовать эту колоду. Вот это назначение сделано. Этим назначением заполнена одна из клеток шахматной партии, которую играет Путин, смысл которой уйти, чтобы остаться. И это правительство останется до президентских выборов, и я думаю, он будет переутвержден и после президентских выборов. Я не исключаю, что Зубков может пойти и в президентство. Нам же намекали меньше месяца назад, что преемником будет совершенно новый человек, о котором мы ничего не знаем.
О. БЫЧКОВА: А всякие Иванов и Медведев могут оказаться дымовой завесой как мы и предполагали.
А. ПРОХАНОВ. Ну, может быть. Во всяком случае, мне кажется, что Зубков мог бы со своего поста прыгнуть в одну из кремлевских башен. Поскольку его лояльность Путину несомненна и превосходит, наверное, его лояльность к Родине. . .
О. БЫЧКОВА: Это хорошо или плохо?
А. ПРОХАНОВ: Для Путина это хорошо, может быть и для Родины тоже.
О. БЫЧКОВА: То есть если Родина феодальная это хорошо?
А. ПРОХАНОВ: А если Родина первобытно-общинная?
О. БЫЧКОВА: Тоже.
А. ПРОХАНОВ: Может быть, став Президентом, ну это домыслы, почти дамские, может через полгода занемочь, потому что в такой опасной и героической профессии всегда найдутся старые раны. Он может занедужить, устать как Фрадков. Это действительно хлопотная должность он может уйти, и тогда будут досрочные выборы, и опять мы можем увидеть Владимира Владимировича в окружении обожателей всех партий. И тогда гадать на эту тему бессмысленно, потому что комбинация, которая выстраивается, она весьма сложна. Это не Эвклидова геометрия, где параллельные прямые никогда не пересекаются. Это геометрия Лобачевского.
О. БЫЧКОВА: Параллельные прямые могут пересечься много раз.
А. ПРОХАНОВ: Параллельные прямые могут пересечься много раз в Грановитой палате. И я повторяю, это очень сложная схема и раскрывать ее бессмысленно, если не владеешь никакими магическими технологиями.
О. БЫЧКОВА: Согласитесь, есть чувство раздражения, усталости исторической Думаешь, ну опять этот феодализм. Опять передвигают вассалов.
А. ПРОХАНОВ: Вам, которые пережили триумф свободы в 1991 году. Вам, конечно же, скучно. А мне, структуралисту, который не любит бурь социальных, который понял уже давно, что политика ушла из партии, она погрузилась в кремлевские катакомбы. И там, во глубине кремлевских руд, решаются дела политики. Мне это больше нравится. Мне нравится закрытая византийская политика, чем эта открытая безумная бессмысленная.
О. БЫЧКОВА: Вам нравится быть крепостным?
А. ПРОХАНОВ: А почему бы нет. Вы помните Парашу Жемчугову? Она была крепостная актриса, а сколь великолепна.
О. БЫЧКОВА: Так Вы себя видите в образе Параши Жемчуговой?
А. ПРОХАНОВ: Даже Арины Родионовны. Любым способом лишь бы вписаться в историю русской литературы.
О. БЫЧКОВА: То есть на Пушкина Вы не претендуете?
А. ПРОХАНОВ: Конечно, а 'выпьем, бедная старушка. . .' это со мной.
О. БЫЧКОВА: То есть Путин все это время занимался поисками Зубкова, человека, которому он может доверить свою голову.
А. ПРОХАНОВ: Я думаю задачей Путина, которая совпадает с моей, была пролонгация путинского правления. Это сложная задача, но я думаю, она будет решена с блеском. Единственное препятствие это общественное мнение. Как внутрироссийское, так и мировое. Что касается мирового общественного мнения. . .
О. БЫЧКОВА: А какое у Вас мнение? Вам нравится быть крепостным. . .
А. ПРОХАНОВ: Ну а как же самолюбивая Америка, эмоциональный Израиль, Запад. Вот они не дают нашему Президенту спокойно остаться на третий срок. И он вынужден как политик, который должен все учитывать, включая пылкое общественное мнение Запада, он придумывает такие схемы.
О. БЫЧКОВА: То есть это такой политический 'Байкалфинансгруп'?
А. ПРОХАНОВ: Вы опять приводите неудачные примеры.
О. БЫЧКОВА: А что создаются подставные фирмы, подставные фигуры для того, чтобы под этой конструкцией решать вопросы и достигать каких то целей.
А. ПРОХАНОВ: Проблемы власти они уже давно не решаются в Парламенте, в избирательных уровнях. Те страны, которые демонстрируют ажиотаж, связанный с избирательными урнами, это глупые, отсталые страны. Проблемы власти решаются в сложных элитных комбинациях, и в данном случае с Зубковым мы имеем дело с такой элитной комбинацией. Расстановкой людей в такой иерархии, чтобы власть Путина была продлена.
О. БЫЧКОВА: Понятно. Буквально сегодня вместе с отставкой Фрадкова мы опосредованно наблюдали отставку премьер-министра Японии. Вот это действительно глубоко отсталая страна. Как Вы сказали, первобытно-общинная?
А. ПРОХАНОВ: Нет, это скорее самурайская, феодальная.
О. БЫЧКОВА: Вот там вот парламент. Там одна партия получила большинство в парламенте. Сказала, что не будет продлевать свои антитеррористические компании на Востоке. И что остается премьер-министру?
А. ПРОХАНОВ: Премьер-министру остается только сделать харакири, но он ушел в отставку. Мне нравится его поступок. Он свидетельствует о том, что ближайшие соратники США Япония, Германия, блэровская Англия, бегут с корабля, который скоро сядет на рифы. . .
О. БЫЧКОВА: Подождите, это другая тема. Значит, Америка сядет на мель, Япония отсталая, а почему тогда в отсталой Японии происходит эта никому не нужная публичная политика? Почему там премьер-министр не сказал, мы сейчас скроим парламент так, как нам нужно. А потом у него ничего не получилось, и он подал в отставку, а до него ушел в отставку весь кабинет, потому что. . ..
А. ПРОХАНОВ: . . .проворовались. Я думаю, они не в тюрьме, потому что возглавляют все эти корпорации. Я думаю, эта отставка премьера и безудержная его травля в парламенте, это рудиментарные формы, от которых скоро Япония откажется. Японию можно извинить. Это последствия радиации. Посмотрите, есть три реальных страны, политику которых стоит обсуждать. Это политика России, которую мы сегодня обсуждали, это парламентаризм Китая, который находится на устойчивом нуле и Соединенные Штаты, в которых вся парламентская процедура это огромный чудовищный фарс. Потому что политику американскую делают боинги и ЦРУ, а не комиссии сенатские.
О. БЫЧКОВА: Вы совершаете, как мне кажется, методологическую, очень распространенную ошибку российских политиков и комментаторов, которые российскую ситуацию так автоматически прикладывают на все остальное. А вариант возможен.
А. ПРОХАНОВ: Вариант возможен, но Америка свою политику формирует через террористические акты против себя самой.
О. БЫЧКОВА: Америка свою политику формирует через выборы.
А. ПРОХАНОВ: Через какие выборы? Две партии обмениваются кошельками. Передают портмоне. . .
О. БЫЧКОВА: Может Вы привыкли к передаче портмоне, а американцы голосуют на выборах за своих депутатов, за своего президента. Чем плохо?
А. ПРОХАНОВ: Хорошо, я не буду нападать на Ваши США, я люблю Америку.
О. БЫЧКОВА: Мне кажется, кроме Америки есть и другие страны на карте.
А. ПРОХАНОВ: Эти страны незначительны. Они все располагаются вокруг трех центров силы.
О. БЫЧКОВА: Хорошо. Давайте прервемся еще на несколько минут. Это программа 'Особое мнение'. Потом продолжим.
О. БЫЧКОВА: И мы продолжаем программу 'Особое мнение'. В студии прямого эфира телекомпании RTVi и радиостанции 'Эхо Москвы' Ольга Бычкова. С особым мнением Александр Проханов. Расскажите лучше, как Вы съездили в Татарстан. Давайте о жизни. Вы встречались с г-ном Шаймиевым?
А. ПРОХАНОВ: Да, я сегодня утром вернулся из Татарстана. На меня огромное впечатление произвела Казань, Татарстан в целом. Мечети и церкви, которые сосуществуют в целом, муфтий и владыка, которые обращаются друг к другу на ты и, конечно, сам Шаймиев, который был просто великолепен в своей тонкой изящной манере обходить острые углы современной политики.
О. БЫЧКОВА: А что он думает по поводу г-на Кадырова-младшего, Вы обсуждали с ним эту тему?
А. ПРОХАНОВ: Мы не осуждали, но он сказал, что освобождение досрочное Буданова было бы ошибкой, потому что заслуженный российский офицер, убивший и изнасиловавший чеченскую девушку не должен раньше срока выходить. В данном случае он проявил себя как мудрейший политик. Я задал ему вопрос: 'Не считаете ли Вы, что татары и татарский народ, переживший сепаратизм 90-х годов, пройдя этот страшный рубеж, татарский народ вошел в новую фазу, где он формирует о себе представление как о важнейшем государствообразующем народе России?' И он сказал, что действительно это так, искушение было огромным, и он сказал о политике, которая осуществляется в Татарстане. И я со своей имперской идеологией считаю, что Татарстан - это блестящий пример имперской политике. Пример того, как можно добиться симфонического взаимодействия народов: татар-тюрков и русских-славян, но и с ингредиентами всего спектра сегодняшних народов России, как можно добиться межконфессионального мира, когда все говорят о войне цивилизаций.
О. БЫЧКОВА: А Вы думаете, вся эта история держится на президенте Шаймиеве?
А. ПРОХАНОВ: Эта история держится во многом на Шаймиеве. Режим в Татарстане во многом авторитарный. Роль первого лица значит очень много, но там есть и элита татарская. Те, кому сейчас под 30 лет. Они прошли через митинги, бушевали с зелеными флагами, некоторые из этих людей до сих пор находятся в тюрьмах. Там есть этот болезненный острорадикальный фермент, но он преодолен. Блистательные татары-интеллектуалы согласились, что они являются базовым, по моей терминологии, имперским народом. И важно русским в Москве согласиться, что татарская история, история Золотой Орды, она также важна, положительна, как и последующая история чисто русских формаций. Когда взгляд на нашу историю будет конвергирован, когда мы придем к общему соглашению о величии татарской истории и о величии русской, тогда имперский синтез, распространенный на все народы, ведь татары - это не только Казань. Есть и тюменские и уральские татары. . .
О. БЫЧКОВА: . . .я поняла Вас. Я хочу успеть задать еще один вопрос от нашего слушателя Сергея, он прислал его в виде смс-ки. Он спрашивает о том, что происходит в Ингушетии, это ведь две темы, которые логично связаны между собой. Сергей спрашивает: 'неужели будет еще одна война?' Там действительно ощущение, что ситуация вышла из-под контроля.
А. ПРОХАНОВ: Я думаю, что это связано с Гуцериевым. Ингушетия - очень клановая страна, когда сместили Аушева, там все зашаталось, когда произошел Беслан, казалось, Ингушетия будет взорвана, а вот теперь, когда при странных обстоятельствах погиб сын Гуцериева, гуцериевские кланы восстали. И у Гуцериева, сильного ингуша, есть масса инструментов для взвинчивания ситуации.
О. БЫЧКОВА: Говорят, что Гуцериев находится заграницей и старается там спрятаться понадежней.
А. ПРОХАНОВ: Гуцериев, говорят, в Турции. Он считает, что находится под присмотром турецких спецслужб. Для Турции Гуцериев то же, что Березовский для Англии. Никогда его не выдадут. Гуцериев, человек абсолютно неординарный. Мы ужинали однажды. . .
О. БЫЧКОВА: . . .только он ведет себя не как Березовский
А. Проханов: . . .просто он другой национальности.
О. БЫЧКОВА: . . .вы ужинали и что?
А. ПРОХАНОВ: Мы ужинали с Гуцериевы, и меня поразило его знание русской классической поэзии, связанной с Кавказом. Пушкин, Лермонтов. Вся эта русско-кавказская культура для него родная. Это неординарный человек, а не полудикий горец.
О. БЫЧКОВА: Любой человек, достигший таких профессиональных и финансовых высот он неординарен.
А. ПРОХАНОВ: . . .и Россия сделала его своим врагом или обстоятельства сделали его врагом России. И будучи врагом России, он в состоянии поднимать большие радикальные массы.
О. БЫЧКОВА: Вы думаете кроме Гуцериева в Ингушетии некому поднимать радикальные силы?
А. ПРОХАНОВ: Я думаю, в данном случае Аушев прошел пик своей одиозности в этом смысле, а Гуцериев, который в свое время возглавлял 'Бин-банк'. По мнению ряда экспертов 'Бин-банк' одно время был подбрюшьем финансовым всей чеченской войны.
О. БЫЧКОВА: Вы хотите сказать, что Гуцериев отдает приказы убивать русских учителей и врачей в Ингушетии? Это полный бред.
А. ПРОХАНОВ: Я считаю, что то, что Вы сказали, что пытаетесь навязать, это полный бред при всем моем уважении к Вам. Я хочу сказать, что Гуцериев очень сильная, уважаемая в Ингушетии фигура, и он в состоянии дестабилизировать ситуацию в республике.
О. БЫЧКОВА: Это была программа 'Особое мнение' и свое особое мнение высказал Александр Проханов. Увидимся через неделю.
_________________________________
And who is Viktor Zubkov? ("The Wall Street Journal", США)
Неожиданный выбор Владимира Путина: страна все еще гадает, кто будет преемником ("The Times", Великобритания)
Путин сбивает всех с толку ("Le Figaro", Франция)