17 сентября - это, пожалуй, сама трагическая дата последнего столетия польской истории - и дата необычайно символичная. Советская агрессия против Польши, которая в одиночку отражала немецкое вторжение, не только решила судьбу Второй Речи Посполитой. Для тысяч поляков, проживавших на восточных землях польского государства, 17 сентября означало расстрел или депортацию - и приговор приводился в исполнение с большим усердием.
В октябре 1939 г. Адольф Гитлер заявил: 'Польша Версальского договора никогда не возродится, и это гарантируют два сильнейших в мире государства'. По замыслу двух диктаторов двадцать лет независимости Польши должны были стать лишь историческим эпизодом.
Хотя Третий Рейх потерпел поражение, а нацистские лидеры были осуждены, возрождения полностью независимого, суверенного польского государства нам пришлось ждать полвека. На место Польши Версальского договора пришла ялтинская Польша, а соавтор преступной агрессии 1939 навязал коммунистическую систему и Польше и другим странам Центрально-Восточной Европы.
Для поляков символом коммунистического геноцида является катыньский лес - место, где покоятся останки тысяч пленных из козельского лагеря. Решением Иосифа Сталина, принятым в марте 1940 г., к смерти были приговорены более 25 тысяч польских пленных и узников, арестованных после вступления советских войск на территорию польского государства.
В этом случае не было даже пародии на суд. Уничтожение польской военной и интеллектуальной элиты было призвано укрепить данные 'двумя сильнейшими в мире государствами' гарантии того, что Польши больше никогда не будет. Стало иначе - память об этом преступлении, хотя коммунистическая власть много лет боролась с ней, сопровождала нас на пути к свободной Речи Посполитой. Ложь потерпела поражение - так же, как потерпел поражение коммунизм, основанный на лжи и злодеяниях.
Будем помнить о том, что 17 сентября было трагической датой не только для польского государства и народа. Реализация немецко-советского соглашения о разделе влияния в Европе положила конец независимости Литвы, Латвии и Эстонии. Хотя вступление Красной Армии на восточные земли Польской Республики должно было, как провозглашала советская пропаганда, принести освобождение белорусам и украинцам, на практике оно и для этих народов означало кровавые репрессии. О том, что произошло 68 лет назад, должны помнить не только поляки.
Катыньский лес, прежде чем он стал местом расстрела польских военнопленных, был местом ликвидации русских жертв сталинского террора. Сегодня я, как президент Польской Республики, буду молиться на катыньском кладбище, в том числе, и на могилах убитых там русских. Польский народ, переживший жестокий опыт тоталитаризмов XX века, помнит и о миллионах русских жертв сталинизма. Память о 17 сентября должна объединять, а не разделять. Она должна быть предостережением о последствиях идеологии, основанной на лжи - идеологии, в которой нет места ни Богу, ни человеческому достоинству.
_________________________________________________
Анджей Вайда учит поляков истории ("Польское радио для заграницы", Польша)
Катынь, версия матери ("Gazeta Wyborcza", Польша)
_______________________________________________
Уважаемые читатели и форумчане ИноСМИ.Ru, в четверг, 20 сентября, в 18.00 по московскому времени, в здании агентства РИА 'Новости' будет проходить видеомост Москва-Варшава. Свои вопросы вы можете задать в нашем пресс-клубе или направить заявку на участие в видеомосте главному редактору ИноСМИ Ярославу Огневу ognev@rian. ru, http://ezhe.ru/fri/601/