Как обухом по голове. Литву заставили замолчать. Посажена на место. Идите, месса закончена. В первое мгновение после того, что случилось поздним субботним вечером, я мог бы от бессильной злобы ляпнуть и такое: унижена.
Даже вдвойне. Поскольку это сделала Россия.
В то мгновение не одному из наших - ну, может, не трех миллионов, но двух уж точно - показалось, что Литва может проиграть кому угодно.
Испанцам. И даже более того. Как было в прошлом году на чемпионате мира. Французам. Как было два года назад. Страшно обидно, как итальянцам во время Олимпиады. Даже дважды туркам. Как в прошлом году.
Но только не России. Это уже чересчур. По меньшей мере, для моего поколения.
Да, баскетбол, в конце концов, это только игра, говорит разум. Но объясни это своему сердцу, только что проткнутому лезвиями проигрыша.
Ничего удивительного. Вразумляй - не вразумляй, что это только игра, а все равно баскетбол для наполовину языческой нашей души является и нашим культом, и настоящей политикой.
Одновременно - уютный порт (когда выигрываем), в котором можно спрятаться и от настоящей религии, которую мы так и не поймем, и от унылой политики, искусство творений которой мы еще не научились (может, и не научимся) читать так же по-аристократически изящно, как 'зону', хороший пас, шаги или три секунды.
Страшно и даже рискованно сравнивать, но первые шесть побед были как цунами, чья невидимая волна вдруг прорвалась таким эмоциональным подъемом, который можно сравнить разве что со временами Саюдиса.
Даже если и несколько преувеличенно, все равно факт: баскетбольный народ до самого позднего субботнего вечера был так заведен, как не был даже в 2003 году или перед бронзовой Олимпиадой.
Потому что в этом году они приехали все. Ну, почти все. Случилось то, что еще год назад казалось чудом.
Мы не были середнячками. Народу вернули крылья. Это заводило вдвойне.
Можно ли описать словами состояние, когда эти крылья срезают уже на 13 минуте? Из розового финального рая молнией в дорожную пыль.
Правду говоря, нервы в тот день начали сдавать немного раньше.
Выражаясь по-язычески, много плохих знаков.
Ж.Савицкас потерял звание самого сильного человека в мире. В Мадриде - захватывающий дух полуфинал чемпионата Европы Испания - Греция, на экране телеканала TV3 в это время - русский фильм о распитии русской водки до обнимания земли ('Особенности национальной рыбалки' - прим. перев.).
Так выкупивший права на показ матчей чемпионата Европы телеканал со шведским капиталом 'поднимал' настроение страны перед матчем с Россией.
Дорогие руководители TV3, может, вы больше не будете покупать баскетбольные трансляции, а? Оставьте их телевидению, которое приобретя, например, права на трансляцию чемпионата Европы по футболу, показало все от А до Я.
Не потому, что ничего не понимаете в баскете - это еще было бы простительно.
Не покупайте баскетбол, потому что не догадываетесь ни об элементарном уважении к зрителям, которые две недели точно безболезненно (а TV3 -без убытков) выжили бы без раджей, 'котов' (звезды местной попсы - прим. перев.) и русских фильмов, ни о журналистике. Потому что, если в Литве что-нибудь еще может противопоставить глупости 'котов', минедасов (еще один деятель шоу-бизнеса - прим. перев.) и раджей, то только баскетбол.
Вы не знаете, ни что такое баскетбол вообще, ни что эти двенадцать мужчин и их тренер значат для Литвы, а также для сотен тысяч разбросанных по чужбине литовцев.
Больше, чем двойное гражданство, скорее всего.
Сборная - не сахарный хребет нашего народного самоуважения, без которого остаются только штампованные янтарные зубы, простите, бусы, и такие же банальные, как и жирные, цеппелины.
Мы столько многого хотели от этой дюжины в этот раз. Может, даже слишком многого. И они хотели. Может, так же слишком многого.
Для русских это был бы только еще один проигрыш.
Для нас - будто бы смерть близкого человека. Мы не выдержали. Все.
И игроки. И те, кто защищал разрываемый триколор в Мадриде. Оставшиеся на Родине и в 'дублинах'. Снова почувствовали себя воинами. Пережили мощную эмоциональную бурю.
И черное падение. Черную субботу. Когда в кости пробралась способная накаркать беду мысль, что попасть в финал, скорее всего, было бы легче, нежели выиграть бронзу и попасть на Олимпиаду.
Что поделаешь. Если бы не та травмированная нога Шараса (Шарунас Ясикявичюс - разыгрывающий сборной Литвы - прим. перев.), вероятно, и наши 'центры' не потеряли бы так внезапно лица - агрессии. Может и та данная организаторами 'фора' русским в форме одного дополнительного дня ничего бы не значила. Не сильнее эти русские. Ведь мы смогли закинуть 19 очков.
Обстоятельства. И выгорел подъем. Кое-кто уже малодушно гонит на них.
Гнать на воинов, которые сражались до конца, но проиграли? Они и так многое сделали. Вернули надежду. Знали бы только они, что они значат для нас. Как они нужны разбредшейся Литве.