'Я ухожу, но я остаюсь'. Такова суть посыла, который президент Владимир Путин адресовал в пятницу группе иностранных экспертов и журналистов.
В своей летней резиденции 'Бочаров ручей', расположенной на берегу Черного моря, в ходе длившейся более 4 часов беседы со своими гостями, среди которых были французы Элен Каррер д'Анкос (Hélène Carrère d'Encausse) и Терри де Монбриаль, почетный профессор Гарвардского университета Маршалл Голдман (Marshall Goldman), британец Бобо Ло (Bobo Lo), немцы Питер Шолль-Латур (Peter Scholl-Latour) и Александр Рар (Alexandre Rahr), китаец Шаолэй Фэн (Feng Shao Lei), российский президент рассказал о своем видении будущего России и той роли, которую он собирается в нем играть. В марте будущего года мандат Владимира Путина истекает, но многие россияне верят, что внесенные в последнюю минуту изменения в конституцию позволят ему остаться на своем посту. Среди иностранных экспертов мнения разделились: 'Большинство в нашей группе считает, что в интересах российской демократии Вы должны уйти, - сказал президенту один из приглашенных экспертов, - а меньшинство думает, что ради сохранения экономической стабильности Вы должны остаться на своем посту'. 'И, между прочим, и те, и другие правы', - прервал его Путин, смеясь. В планы российского президента не входят 'махинации' с конституцией. Владимир Путин еще раз категорически отверг гипотезу о третьем 'исключительном' мандате. 'Я принял это решение давно, я бы даже сказал с самого начала, - заявил он. - Я уверен, что тот, кто уходит, не должен менять структуры и правила, существовавшие до начала его мандата'. Но Путин сразу уточнил, что не собирается покидать политическую арену, и уж тем более Россию, он собирается в ближайшие годы продолжать играть важную роль в жизни страны. 'Я не буду просто каким-нибудь гражданином, это очевидно. Буду ли я заниматься политикой, или чем-то иным? Я еще не знаю'.
Президент и его гарант
В этом году перед членами клуба 'Валдай', которые ежегодно встречаются с Путиным, предстал загорелый, улыбающийся и очень непринужденно чувствующий себя в преддверии истечения мандата президент.
Путин, который встретил гостей в сопровождении своего черного лабрадора Кони, вел с ними долгие дискуссии в конференц-зале, а затем пригласил на чашку чая в свою личную резиденцию, расположенную на возвышающихся над волнами Черного моря террасах, засаженных пальмами, соснами и лиственницами, вышел за рамки своих нынешних функции. Он постарался предстать перед гостями в образе исторической фигуры, чья задача - обеспечить продолжение путинской революции своим преемником. Он считает, что таковы императивы действительности. Россия сильна. Она уверена в себе. Как и ее нынешний президент. И, действительно, за три месяца до парламентских выборов в Думу и за шесть месяцев до президентских, царь Владимир представил экономические и социальные итоги, которые, по словам Клиффорда Гэдди (Clifford Gaddy), профессора американского университета Джона Хопкинса, 'возможно, являются уникальными в мире'. Россия, которая в 1998 году была разорена и стояла с протянутой рукой на пороге МВФ, за прошедшие годы выплатила основную часть своего долга и накопила самый большой объем золотовалютных запасов в Европе. Ее бюджет в течение многих лет находится в профиците, в стране наблюдается сильный и стабильный экономический рост, средний доход россиянина ежегодно увеличивается на 10-12 процентов. Благодаря этому 'чуду', которое свершилось в основном из-за резкого роста цен на энергию, президент России пользуется популярностью, которой мало кто из российских государственных деятелей за всю историю страны мог бы похвастаться. Согласно данным всех институтов общественного мнения, степень популярности президента Путина во время его второго мандата составляет 80 процентов, и даже лидеры оппозиции, с которыми иностранные журналисты и эксперты также встречались во время своего пребывания в России, признают, что в действительности сегодня на российской политической арене существует только одна фигура - президент РФ. Его тень распростерлась надо всей российской политической системой. Опросы общественного мнения также говорят, что 45 процентов россиян твердо решили поддержать любого кандидата, которого президент предложит в качестве преемника, даже если им окажется совершенно неизвестный человек. Таким образом, Россия уже знает, кто станет ее будущим президентом - тот, на кого укажет Путин. Она только не знает его имени.
Но будет ли будущий президент обладать свободой для маневра, если господин Путин останется в тени? Удовлетворит ли Россию 'технический' президент, слабый глава государства, которое хочет быть сильным? И нет ли в этом хитрой уловки, которая позволит с триумфом вернуться к власти в ходе дальнейших выборов? 'Выбывающий' президент парой твердых фраз отмел эту гипотезу: 'Слабый президент России не нужен, - властно воскликнул он. - Я работал все эти годы, чтобы сделать Россию сильной. К тому же сильная Россия - это сильный президент. Поэтому мы будем договариваться, но я не стану мешать ему работать'. Не выскочит ли он, как 'чертик из коробочки', в 2012 или 2016 годах? До этого времени еще далеко, и, как считает Путин, нужно стремиться к поддержанию стабильности власти и нынешнего политического курса, чьими наилучшими хранителями будут граждане России. Будущий президент должен быть 'компетентным, автономным, способным брать на себя ответственность'. И, конечно же, быть лояльным тому, кто его выбрал. Итак, речь идет не о полу-президенте, а о президенте с гарантией.
Правительство, работающее, как швейцарские часы.
В атмосфере такого полного единодушия, что она становится удушающей для любой формы политической или какой-либо иной жизни, политическая инициатива целиком находится в руках главы государства, который не упускает возможности этим пользоваться, прибегая к элементам неожиданности и злоупотребляя ими, как будто он хочет лишний раз подчеркнуть свою полную свободу действий. Неожиданное назначение в прошлый вторник на пост премьер-министра безвестного чиновника, главы службы по финансовому мониторингу, является частью этой стратегии.
Виктор Зубков, неожиданно удостоенный президентской милости, в мгновение ока перешел из безвестности в ранг потенциального основного кандидата в президенты. Владимир Путин, когда ему задали вопрос о Зубкове, сначала дал высокую оценку этому 'настоящему профессионалу, действующему администратору с хорошим характером', который 'проявил себя с наилучшей стороны, работая в сельском хозяйстве', имевшем репутацию самого сложного сектора бывшей плановой экономики. 'Еще в советское время, - добавил президент, - ему удалось поднять ... совхоз, который умирал. Он сделал его лучшим в Советском Союзе'. Но именно эти качества 'практически не занимавшегося идеологической работой' управленца указывают на то, что хозяин Кремля прочит своего нового главу правительства именно на пост премьер-министра, а не кандидата в преемники. Правда, Владимир Путин не упустил возможности уточнить свою мысль, тяжеловесно повторяя, что 'конечно, Виктор Зубков может принять участие в президентских выборах 2008 года, как каждый гражданин России, но тот факт, что он во время своей пресс-конференции не исключил подобной возможности, не означает, что он именно так и собирается поступить'. Затем президент абсолютно четко объяснил, что при смене премьер-министра он в первую очередь стремился 'обеспечить стабильность работы правительства'. 'Я увидел,- сказал он своим гостям, что некоторые члены правительства сбавили рабочие обороты, начали подумывать о том, как будет складываться их личная судьба после выборов'. Посему на нового премьер-министра возложена задача незамедлительно провести кадровый отбор, результаты которого будут сказываться и после президентских выборов в марте 2008 года. 'Те люди, которых утвердят в должности, будут знать, что смогут работать спокойно и с полной отдачей'. Президент уточнил, что в выборный период правительство должно работать, 'как швейцарские часы'. Таким образом, Виктор Зубков становится одновременно последним премьер-министром при президенте Путине и первым главой правительства его преемника. Любопытная ситуация: мы узнаем состав правительства, которое будет управлять страной в 2008 году, еще до проведения парламентских и президентских выборов. Владимир Путин, кроме того, добавил, что одним из приоритетов нового правительства станет борьба с коррупцией, задача, которая, по мнению президента, как раз для Виктора Зубкова. Этот выдающийся контролер создал с нуля российскую структуру по борьбе с отмыванием денег и преступностью в финансовой сфере, по материалам которой против российских предприятий было возбуждено более 500 уголовных дел. 'Этот человек обладает огромным массивом информации о самых крупных предприятиях и обладателях самых больших состояний в стране, и ни разу в ведомстве не было утечки информации, не было выявлено ни одного случая коррупции', - заметил с явным восхищением Владимир Путин.
Предупреждение Анатолию Чубайсу
Какие же методы будут использоваться в борьбе с коррупцией, которую, по признанию президента, власти 'до настоящего времени постоянно проигрывали'. И что станет ее приоритетной целью? В выборном контексте, обвинения в финансовых преступлениях могут также служить инструментом давления на противников. В этом отношении, энигматичное замечание Владимира Путина, подвергающее сомнение финансирование СПС, одной из последних партий либеральной оппозиции, Анатолием Чубайсом, главой крупного электроэнергетического консорциума, вызвала некоторую тревогу. 'Я надеюсь, что он соблюдает закон, - бросил президент. - Но я в этом не уверен'. От этой угрожающей ноты присутствующим стало не по себе. Именно так начиналась охота на некоторых олигархов. А обозначенная цель является также последним финансовым оплотом обескровленной оппозиции.
Серьезная размолвка с Европой
В предыдущие годы Владимир Путин охотно отпускал множество 'шпилек' в сторону Запада, иногда он начинал горячиться от одного упоминания его 'жупелов', в частности руководителей Польши и грузинского трибуна Михаила Саакашвили. В этом же году, когда президент комментировал многочисленные разногласия, накопившиеся за последние месяцы между Россией и Западом, точнее даже Европой, в его голосе не слышалось настоящего гнева, в нем звучали скорее раздраженные или удивленные нотки.
Статус Косово, ситуация в Ираке и Афганистане, соглашения по разоружению, инциденты в Эстонии или Грузии, украинский кризис, проект по размещению американских ракет в Чехии или Польше, убийство Литвиненко, да и новых поводов для разногласий хватает. Российская пресса, как и большинство политического класса, яростно упрекают европейцев в лицемерии и недружеских чувствах в отношении своего большого восточного соседа. 'Это - правда, - отметил Владимир Путин, - но подобная реакция не является ни тенденцией, ни трагедией'. Он с сожалением отметил силу 'клише прошлых лет' и призвал проявлять 'больше терпения'. Только по двум вопросам президент разразился возмущенными тирадами, как он обычно это делает, как только речь заходит о поведении Запада в отношении его страны: названное 'глупой атлантической солидарностью' отношение европейских стран к американскому проекту размещения на их территории ракет-перехватчиков и финансирование из американской государственной казны российских оппозиционных объединений ('мы у вас никогда не позволяли себе ничего подобного!'). Зато в отношении Ирака президент высказался миролюбиво, заметив, что оккупация изначально не являлась целью американского вторжения, и что Россия просто хотела, чтобы был обозначен предельный срок иностранному присутствию, дабы 'побудить иракское правительство взять в свои руки вопросы безопасности страны'. Когда Путина спросили, что он думает о возможности того, что в ближайшие месяцы независимость Косово может быть объявлена в одностороннем порядке, он ограничился замечанием, что 'только поддержка стран Запада сделает это возможным', и что в данном случае 'Западу придется в одиночку справлять с последствиями' на Балканах. Может ли в данном случае Россия по аналогии признать независимость грузинской провинции Абхазии, которая с 1992 года пытается отделиться, и которая расположена в нескольких километрах от летней резиденции российского президента? 'Посмотрим', - загадочно улыбнулся хозяин здешних мест.
Если и существует великий проект, который может оживить Россию, он находится не заграницей. После панславистских устремлений царей или революционеров советской эпохи, 'у России нет другой миссии' в мире, кроме 'защиты своих интересов'. 'Мы должны уважать сами себя и уважать других, понимать свои интересы и сохранять способность к диалогу с другими', - уточнил уходящий президент. 'Но что подразумевается под уважением в международной политике?' - спросил его один из собеседников. 'Признать, что у других иногда могут появляться лучшие идеи, чем у вас, - ответил Владимир Путин. - И приступить к делу'.
Русские идут!
Итак, хозяин России считает, что именно внутри его страны коренятся наиболее важные проблемы будущего. Именно их придется решать тому, кто придет ему на смену. Нужно будет заниматься полной реконструкцией дорог, портов, железных дорог, аэропортов. Президент признал, что инфраструктура находится в удручающем состоянии. Решить эту задачу помогут деньги, получаемые от продажи энергоносителей. И русские намереваются в ближайшие годы всесторонне развивать производство нефти и газа. 'Рынок этого требует, и мы не будем ждать возможного повышения цен, когда никто не знает, как сложится завтрашний день', в частности в области возобновляемых источников энергии. И накопленные таким образом колоссальные фонды пойдут на модернизацию страны и на снижение ее зависимости от природных ископаемых. 'Единственное, что может ограничить наши расходы - это поддержание на высоком уровне макроэкономических показателей'. А пока Россия готовится к потрясающему процессу преображения. Огромные прибыли от продаж нефти и газа будут также тратиться и за границей, где российские предприятия рассчитывают воспользоваться рыночными механизмами и делать новые приобретения. Иронизируя над антилиберальными законами, которые внезапно приняли в США и некоторых европейских государствах, чтобы затормозить приход российских и китайских капиталистов на свою землю, Владимир Путин, тем не менее, захотел развеять страхи и заметил, что десятки миллиардов государственных средств, накопленных в стабилизационном фонде, не будут инвестироваться за рубеж, и уж тем более в 'святая святых Америки'.
Многопартийность завтра и послезавтра
Но деньги - это еще не все. Самое важное для будущей России, считает президент, это развитие демократии и, особенно, многопартийности. В этом отношении Владимир Путин подчеркнул, что, по его мнению, 'Единая Россия', чьим единственным ориентиром и программой он является, свою функцию не выполнила. Дума последнего созыва, в которой доминировали 'батальоны' депутатов 'Единой России', превратилась в регистрационную палату. Законодательная функция свелась к административным формальностям. Владимир Путин считает, что в этом была историческая необходимость: 'Иначе мы никогда не смогли бы проводить прагматичную политику и в течение нескольких лет принять много законов, необходимых для проведения экономических и социальных реформ. Мы не можем позволить себе потратить столько же времени, как и итальянцы'. На просьбу объяснить, почему власть сама беспрестанно создает новые партии, когда и так уже обладает подавляющим большинством, Владимир Путин объяснил, что, по его мнению, появление, к примеру, современного социал-демократического и ответственного левого крыла было необходимо, чтобы дать отпор коммунистам, и что поэтому он охотно поддерживал усилия формирующейся официальной оппозиции в виде новой партии 'Справедливая Россия'. Президент поделился своим желанием уже в этом декабре увидеть в Думе представителей всех существующих в России политических течений. 'Когда-нибудь 'Единая Россия совершит крупные промахи. Я надеюсь, что в промежутке появятся другие партии'. Прекрасно понимая, что аудиторию будет сложнее всего убедить именно в своих демократических устремлениях, президент Путин поклялся, что считает 'демократию и многопартийность единственными гарантами реальной долгосрочной стабильности России'. 'Это - единственный инструмент, способный не дать нам снова стать аморфным обществом' а также не позволить разыграться аппетитам или перегибам 'единственного человека или небольшой команды, стоящих у власти'. Отдав между делом дань уважения диссидентам советской эпохи, 'чья нравственная сила была сильнее, чем власть' и охарактеризовав большевиков октября 1917 года 'расхитителями земель, свобод и заводов', Владимир повторил, что будущее России теперь в руках этих крестьян и среднего класса, 'для которого стали доступны ипотечные кредиты, который делает подсчеты, ищет новые возможности честных заработков и верит в экономическую стабильность' режима. Демократия должна быть инструментом этой стабильности, и ее создание должно стать приоритетом преемника, которого он собирается выбрать, а затем ему помогать. Это будет лишь одним из этапов. Для установления многопартийности в России, уточнил он, как будто хотел предостеречь иностранцев от иллюзий, потребуется еще много десятилетий.
___________________________________
Россия Путина не хочет от Запада ни страха, ни милости ("The Guardian", Великобритания)
А имеет ли значение эта тайна? ("The Washington Post", США)