Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
HARDTalk с Ирвином Стелцером

Откуда такая близкая дружба Руперта Мердока с Блэром, а теперь и с Брауном?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Американцы взяли в долг триллионы и триллионы долларов, и ради чего? ради потребления! <...> Мы просто взяли деньги - и проели их. Отсюда и все наши проблемы'

Ведущий: В течение многих лет, казалось, экономики США и Великобритании были будто сделаны из тефлона: экономический рост атлантического региона не смогли остановить ни 11 сентября, ни война в Ираке, ни безумные цены на нефть. И вдруг от былой уверенности не осталось и следа: в США залихорадило рынки жилья и ипотеки, в Великобритании правительство вынуждено вмешаться, чтобы не допустить бегства вкладчиков из банка, выдавшего больше всего кредитов. То, что мы сегодня слышим - не взрывы ли это экономических пузырей? Сегодня мы спросим влиятельнейшего поборника свободного рынка, написавшего недавно панегирик крепости американской экономики, что пошло не так и кто в этом виноват. У нас в гостях Ирвин Стелцер.

Ирвин Стелцер: Главная цель моей книги - немного подуспокоить нервы тех, на кого безостановочный новостной цикл оказывает слишком большое влияние.

Ведущий: Вы думаете, что на Алана Гринспена, экс-председателя Федеральной резервной системы, болтовня тележурналистов тоже оказывает слишком большое влияние?

Ирвин Стелцер: Ну он, я думаю, просто рекламирует свою книгу, на что имеет полое право. Он, в конце концов, столько лет проработал на государственной службе, имеет право заработать на старости лет. . .

Ведущий: Не слишком ли цинично вы отзываетесь о человеке, от одного слова которого мы все зависели много лет? Он ясно пишет, что после его ухода из ФРС рынки и США, и Великобритании - в особенности рынки недвижимости - превращаются в 'пену'. Что такое пена - думаю, никому объяснять не надо. Пена - это пузыри, а пузырям свойственно лопаться, не так ли?

Ирвин Стелцер: Он совершенно прав в том, что рынки недвижимости США и Великобритании испытывают сегодня некоторые трудности из-за излишней беспечности инвесторов, считавших, что ценам на жилье некуда деваться, кроме как вверх, а получивших учетные ставки, которые уходили все время вниз. Что ж, они оказались неправы, кое-кто потеряет деньги, но это вряд ли можно назвать концом американской или британской экономики.

Ведущий: Знаете, что мне приходит в голову, когда я слушаю Вас? Что Вам сейчас, при Вашей приверженности идеалам свободы рынка, очень удобно сваливать всю вину за происходящее на правительство - это прожорливое республиканское правительство. На самом же деле не в том ли причина, что не сработали как раз рыночные механизмы? Разве не рынок позволял людям занимать больше, больше и больше, не думая об отдаче? Разве это не нарушение его регулятивной функции?

Ирвин Стелцер: Послушайте, но у любой рыночной экономики бывают перегибы. И никто не спорит, что недобросовестные агенты неправильно рассказывали заемщикам об обстоятельствах, в которых подписывались договора, служившие впоследствии основанием для займов. Эту проблему действительно надо решать. Но когда Вы выбираете, то выбор у Вас не между рынком и идеальным миром, а между рынком - со всеми его недостатками - и толпой министров, которые будут сидеть и решать, кому можно иметь дом, а кому нет. После 11 сентября в Америке стало на три миллиона домовладельцев больше, и далеко не все из них лишатся сегодня крыши над головой. . .

Ведущий: Тогда вот Вам еще одна цитата. Вот что сказал буквально на днях Питер Шифф (Peter Schiff), президент инвестиционной компании Euro Pacific Capital из Коннектикута. Он написал - цитирую: 'Американцы взяли в долг триллионы и триллионы долларов, и ради чего? ради потребления! Мы занимаем за рубежом, потому что внутри страны сбережений практически нет, и не вкладываем эти заемные деньги в производство, то есть не строим, к примеру, заводы, чтобы производить на них товары и продавать их за границу, а покупаем на них новые кухни, новые машины и новые плазменные телевизоры. Мы просто взяли деньги - и проели их. Отсюда и все наши проблемы'.

Ирвин Стелцер: Он неправ.

Ведущий: Что значит 'неправ'? Он знает, что такое бизнес и финансы - он, в конце концов, президент инвестиционной компании.

Ирвин Стелцер: Именно из-за этих людей мы и оказались сейчас в том, в чем оказались. Вы говорите, что американцы мало откладывают? Позвольте, но сегодня они гораздо богаче, чем три-пять лет назад: ведь стоимость их активов ушла далеко вверх. Не нужно представлять себе 'сбережения' как деньги, откладываемые в чулок, под матрас или на накопительный счет. Курсы всех акций тоже выросли.

Ведущий: Хорошо. Скажите пожалуйста, как так получилось, что Вы - вместе с Рупертом Мердоком, с которым, как известно, Вы довольно тесно работаете - получили такой потрясающий доступ на Даунинг-стрит? Откуда такая близкая дружба Руперта Мердока с Блэром, а теперь и с Брауном?

Ирвин Стелцер: Об этом Вы бы лучше спросили самого Мердока - но что такого потрясающего, собственно, происходит? Мердок - крупный бизнесмен и инвестор. . .

Ведущий: Секундочку! Приведу Вам еще одну цитату. Ее автор - Лэнс Прайс, один из главных политтехнологов, работавших на Даунинг-стрит вместе с Алистером Кэмпбеллом. Вот что он пишет в своих мемуарах: 'Мердок был двадцать четвертым членом кабинета министров. На Даунинг-стрит ни одно серьезное решение не принималось без учета возможной реакции трех человек: Гордона Брауна, заместителя премьера Джона Прескотта и Руперта Мердока'.

Ирвин Стелцер: Это полная чушь, к тому же унизительная по отношению как к Тони Блэру, так и к Гордону Брауну. Чего удивляться, мы же имеем дело с политтехнологом. . . Просто у Руперта Мердока такие информаторы и такие связи по всему миру, что любому премьеру было бы глупо их не использовать - в собственных, понятно, интересах.

Ведущий: В завершение давайте вернемся к вопросу, который я задавал в самом начале: неприятности в международных финансах налицо.

Ирвин Стелцер: Да.

Ведущий: Так кто в этом виноват и как они повлияют на политический цикл в США и Великобритании?

Ирвин Стелцер: Ну, вину сейчас будут сваливать на всех, кого ни попадя - от агентов ипотечных банков до Алана Гринспена и правительства Буша, - так что мне даже не интересно, чем эта игра в слова закончится.

Что касается последствий, то в Америке около трети домов, которые будут отчуждены, покупали инвесторы, просто ставившие на повышение цен. Компенсировать потери этим людям нет никаких оснований. Трети заемщиков придется затянуть пояса, но, с учетом некоторых мероприятий, которые сегодня проводит правительство Буша, они выкарабкаются. И около трети тех, кто потеряет свои дома, не успели даже заплатить первый взнос, так что здесь проблема и вовсе небольшая.

________________________________________

Сверкающий ореол 'оранжевой революции' быстро тускнеет ("BBC World", Великобритания)

Сергей Лавров: "Мне хотелось бы знать, что Запад дал России после распада СССР" ("BBC World", Великобритания)

Думаю, в первую очередь необходимо перестать делать вид, что Путин - демократ ("BBC World", Великобритания)