Так считает Ирина Хакамада, согласная с мнением, что Путин отдает власть 'пустому месту', видя в этом гарантию своей неприкосновенности в постпрезидентский остаток своей жизни.
Вопреки внешним светским, европейским формам российской государственности, хитросплетения русской политики всегда и неизбежно ткутся во властные узоры средневековых династических, деспотичных режимов Востока.
И, как верно подметил философ Николай Розов, поведение современных российских правящих элит гармонично укладывается в обществоведческие законы средневекового арабского ученого-социолога Ибн Халдуна. Вот и сейчас многое из того, что происходит в Кремле и с Кремлем, больше напоминает действо, учинявшееся во дворцах султанов и падишахов, нежели классический внутриполитический процесс на Западе.
Ирина Хакамада, пробывшая некогда в российской правящей обойме в ельцинскую эпоху, ныне находится в жесткой политической, а самое главное, в глубокой мировоззренческой оппозиции путинскому Кремлю и является страстной изобличительницей всего 'азиопского' антиевропейского, тиранического в современной России...
Сейчас Ирина Муцуовна - сопредседатель общероссийской политической структуры, лидером которой является опальный экс-премьер Михаил Касьянов.
Госпожа Хакамада любезно согласилась прокомментировать для Day.Az ряд вопросов внутренней и внешней политики России...
- Партия 'Яблоко', возглавляемая Григорием Явлинским, внесла залог, дорого заплатив (эта партия внесла залог в размере более двух миллионов долларов) за избавление от необходимости сбора подписей избирателей в пользу своего списка кандидатов в Государственную Думу. С чем, по-вашему, это связано - яблочники опасаются директивированного Кремлем, безосновательного отказа ЦИК признать подписи действительными и зарегистрировать список, или...?
- Я думаю, что это связано с тем, что у 'Яблока' возникло очень много конкурентов в регионах России. Прежде всего, я имею в виду партию Михаила Касьянова 'Гражданская сила' и Союз правых сил (СПС). А региональные ресурсы 'Яблока' таковы, что не позволяют безболезненно пуститься в подписной, предвыборный марафон. В этих условиях куда легче внести денежный залог, а не собирать подписи. Тем более, если деньги на внесение залога есть:.
- Почему Кремль допустил к выборам в Думу эту партию, в то время как политическую организацию, возглавляемую вами и Касьяновым, Путин решил вывести за скобки столь важного политического процесса? Обошлось ли дело без сговора 'Яблока' с Кремлем?
- Я думаю, что в 'Яблоке' есть достаточно серьезные люди, опытные переговорщики, сочувствующие кремлевской интриге, суть которой состоит в том, чтобы оппозиция, будучи слабой, не обрела бы синергетической силы за счет объединительного процесса. Кремль сделал все для того, чтобы с одной стороны, раскрученные на Западе брэнды вроде либеральных СПС и 'Яблока' продолжали конкурировать друг с другом на выборах, а с другой стороны - чтобы вновь появившиеся партии не смогли объединиться с 'Яблоком' и СПС.
Иными словами, Кремль запретил СПС и 'Яблоку' вносить в свои списки неудобных для нынешней власти людей. Но чтобы совсем уже не прищучивать оппозицию и дабы создать видимость демократии, разрешили их регистрировать. Все это довольно примитивные технологии. Куда более тонкой комбинацией была бы регистрация партий Касьянова, Рыжкова, чтобы позволить им бороться друг с другом, играя на их амбициях.
- Пойдет ли в таком случае, кремлевская клика на массированные фальсификации итогов парламентских и президентских выборов?
- Не думаю. На сей раз вся основная работа на результат предстоящих парламентских и президентских выборов Кремлем уже проведена. И она как раз нацелена на то, чтобы избежать массовых фальсификаций при голосовании и подсчете. Партия уже разыграна. И уже не важно, кто будет второй по итогам парламентских выборов, важно, что первой уж точно будет 'Единая Россия'. Ведь потенциальные претенденты на второе место - ЛДПР Жириновского и партия Миронова в одинаковой степени преданы Кремлю.
Так что в итоге, Кремль получит тот парламент, который нужен ему для успешной реализации на президентских выборах своего сценария, который также будет нацелен на нефальсифицированное избирательное действо.
- Можно ли расценивать назначение на пост главы правительства России Виктора Зубкова как старт политического акта престолонаследия?
- Конечно же! Тем более, что этого никто и не скрывает. Вот и президент России Владимир Путин, принимая якобы добровольную отставку бывшего премьер-министра Михаила Фрадкова, заявил, что правительству необходимо должным образом подготовиться к избирательной компании, обеспечив необходимое Кремлю развитие ситуации.
- О победе какого кремлевского крыла говорит назначение Виктора Зубкова?
- Мне кажется, что назначение главой правительства России Виктора Зубкова означает незначительную победу более мягкого крыла во власти. Это крыло отождествляется, прежде всего, с самим Владимиром Путиным. Это не игра в сторону группировки Сечина и Иванова (вице-премьеры РФ) с их стремлением к агрессивному, исчерпывающему уничтожению всего европейского в России.
Зубков работал с Путиным в Санкт-Петербурге и долгое время находился в тени. Кроме того, он устраивает Путина по возрасту, который по определению заслоняет рост политических амбиций. За новым главой правительства не стоит какой-либо клан. Он пуст снаружи и наполнен изнутри Путиным. А это не может не устраивать нынешнего президента России.
- Иначе говоря, Владимир Путин отдает власть пустому месту, видя в этом гарантии своей будущей неприкосновенности?
- Это сложный вопрос. Но вспомните, как однажды избирался Папа Римский. Когда долго не могли договориться, выбрали самого слабого и пустого. В итоге он продержался на своем посту дольше всех своих предшественников и довольно серьезно открыл Римскую католическую церковь для цивилизации.
Кроме того, ставя себя на место Путина, я прекрасно понимаю, что нельзя отдавать власть ни одному из враждующих кланов во власти. Тогда развалится вся выстроенная Путиным 'вертикаль власти' и уж точно не будет никаких гарантий неприкосновенности для него самого. А с нейтральным человеком такие гарантии есть. Поэтому я отвечу на ваш вопрос скорее положительно.
- То есть, вы считаете, что Виктор Зубков вполне может стать и преемником Путина на посту президента России?
- Это вполне возможный сценарий развития ситуации. Особенно если предположить, что на посту премьер-министра Виктор Зубков сделает ряд выдающихся пиар-ходов. Например, отправка в отставку министра здравоохранения Зурабова. Эта отставка давно уже у всех на устах. Но произойди она в первые дни премьерства Зубкова, эффект от данного пиар-хода будет весьма велик. В целом же все указывает на то, что, если не грянут какие-либо форс-мажорные обстоятельства, именно Зубков имеет большие шансы стать новым президентом России.
- А какой Вам видится внешнеполитическая линия Кремля при реализации обрисованного Вами сценария развития ситуации?
- Внешний курс будет заключаться в попытках уменьшения влияния США в мире. Нужно признать, что нынешний президент США Джордж Буш не отличается особым интеллектом, и все успехи Соединенных Штатов на внешнеполитическом поприще - это плод коллективного интеллектуального труда. Вот и Зубков, в случае, если он станет новым президентом России, будет лишь фигурой, с которой можно будет отождествлять коллективно формируемый внешнеполитический облик России. Это будет табло, создаваемое с учетом новых реалий, одной из которых станет окончательная победа нынешней власти над демократией и построение псевдодемократического государства.
- То есть Россия и далее продолжает двигаться в направлении цивилизационного противостояния с Западом?
- Безусловно! И исторических примеров такого противостояния множество. Но это будет, скажем не фундаментализм, а попытка реализации мировоззренческого тезиса о том, что Россия это особый путь, особая миссия.
...Россия, благодаря высоким мировым ценам на энергоносители, будет самостоятельным и конкурентоспособным во всех областях государством, в котором о демократии просто забудут. Естественно, что в таких условиях противостояние демократического Запада с недемократической Россией избежать не удастся, что вновь загонит страну в 'византийский тупик'.
- А сможет Москва и далее столь эффективно играть на евро-американских, франко-немецких, англо-французских противоречиях, а также эксплуатировать проблему возрастающей энергетической уязвимости Старого света?
- Думаю, в тактическом смысле какое-то время и эпизодически ей это будет удаваться. Но в стратегическом плане сия схема обречена, ибо, какими бы острыми ни были внутризападные противоречия, Запад представляет собой единое, цельное цививлизационное поле, главными ценностными измерениями которого являются свобода, личность, достоинство, а главной гравитационной тягой - всеобщее стремление к демократическому народовластию, стоящему на страже прав человека.
- Недавно на Day.Az было опубликовано интервью с советником и ведущим аналитиком Кремля, директором Института политических исследований России Сергеем Марковым. Начав с напоминания о поддержке Кремля азербайджанским властям в предотвращении оранжевой революции в стране, он принялся давать нашему правительству советы: 'прекратите развивать ГУАМ, поддерживать антироссийские политические режимы, и поддержка России вам обеспечена'. Как Вы считаете, действительно ли устами Маркова говорит Кремль и насколько велика вероятность того, что Кремль пойдет на жесткие меры давления на высшее политическое руководство Азербайджана, в случае, если наша страна продолжит придерживаться прозападного внешнего курса?
- Начнем с того, что Сергей Марков скорее не кремлевский аналитик, а прикремлевский, или даже околокремлевский пропагандист. Аналитики делают свою работу скрытно и в других местах, а журналисты их не видят и не слышат. Поэтому можно говорить о том, что Марков лишь передает настроения, царящие в Кремле, зондируя тем самым почву общественного восприятия на предмет вероятности реализации этих настроений.
Я не думаю, что Кремль окажет жесткое давление на Баку. Вообще, если проанализировать методику действий представителей нынешней российской власти, то мы увидим, что жестко она ни на кого не давит. Она предпочитает давить мягко, почти незаметно. И только тогда, когда в ответ на это мягкое давление, страна, на которое это давление оказывается, начинает высказывать открытое недовольство подобным положением вещей, Россия начинает отвечать гневными и жесткими лозунгами. Даже с Грузией отношения России ожесточились лишь после того, как Грузия взорвалась и выразила недовольство мягким давлением на нее со стороны Кремля.
Поэтому, если Баку будет придерживаться прозападной внешнеполитической линии, то вы столкнетесь с мягким давлением со стороны России, которое превратится в жесткое давление лишь после того, как Азербайджан начнет громко заявлять о своем недовольстве каким-либо прессингом на него со стороны Кремля.
- Будет ли Россия оказывать содействие легитимизации международного статуса сепаратистских режимов в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье?
- Придать легитимность куску территории одного государства, которая в результате развала Советского Союза оказалась в рамках территориальных границ другого суверенного государства, невозможно по определению. Можно лишь постоянно муссировать эту тему, превращая ее в предмет политического и экономического торга и надеяться на то, что когда-то в далеком будущем может измениться отношение к данной проблеме в мире. Россия открыто и в лобовом режиме поддерживать сепаратистские режимы не станет. Слишком уж она поглощена решением внутренних проблем.
- Возвращаясь к интервью с господином Марковым, попрошу Вас прокомментировать еще один его тезис. Отвечая на вопрос нашего корреспондента, который высказал мысль о том, что, разжигая в Азербайджане этнический конфликт, определенные силы в Кремле тем самым, подыгрывают экстремистам в собственной стране, господин Марков заявил, что таких проблем в России нет, потому что в РФ этнические и национальные меньшинства чувствуют себя комфортно. Насколько, на Ваш взгляд, себя чувствуют комфортно в путинской России национальные меньшинства?
- Национальные меньшинства не чувствуют себя до конца комфортно. Тем более, в современной России национализм цветет буйным цветом, и процветает государственная поддержка этого национализма, а потом государственная борьба с этим явлением. Кремль то порождает националистов типа Рогозина, то уничтожает их. Кроме того, национальные меньшинства не могут себя чувствовать в России еще и потому, что условий для интеграции в единое экономическое пространство у них нет: Москва живет отдельной жизнью, а Кавказ, Центральная Россия отдельно, а уж Сибирь и Урал - и вовсе странная история...
_______________________________________
Список дел для будущего президента ("Christian Science Monitor", США)
Дневной дозор Владимира Путина ("Час", Латвия)