From Economist.com
"Катынь", новый фильм Анджея Вайды, самого известного польского режиссера, потрясет вас и лишит сна. Его стоит посмотреть ради сцены ареста ученого совета Краковского университета нацистскими оккупантами, ради невыносимо реалистичных сцен казни, в которых советские отряды ликвидаторов убивают 22000 пленных офицеров, а также ради того, чтобы увидеть, как коммунистическая машина лжи пытается скрыть правду от послевоенной Польши.
И все же, несмотря на всю страсть и достоверность, фильм разочаровывает тем, что он снят кое-как и слишком нацелен на польскую аудиторию. Массовой культуре требуется наличие сильного и простого сюжета, который убедит притупленные чувства современной международной аудитории в реальности происходящего. Г-н Вайда не прошел этого испытания: у него слишком много персонажей, и слишком много деталей, которые отвлекают внимание зрителей от главной темы картины. На самом деле нужен фильм с размахом "Списка Шиндлера", который раскроет весь ужас советской диктатуры как во время, так и после войны.
Проблему представляет недостаточное количество архивных лент. Сейчас, когда даже нечеткие фотографии ГУЛАГа представляют собой редкость, очень легко смотреть фильмы, в которых изображаются нацистские концентрационные лагеря. Однако это не становится помехой для тех, у кого есть достаточно средств, чтобы воссоздать обстановку прошлого. Именно это сделал г-н Вайда в "Катыни". Теперь то же самое необходимо сделать и с огромным количеством других историй.
Первым должно стать Кенгирское восстание 1954 года. После смерти Сталина в находящемся в Казахстане тюремном лагере вспыхнуло восстание. Заключенные - главным образом украинцы, с небольшим количеством прибалтов и русских - наслаждались свободой целых шесть недель, с 16 мая по 25 июня. Они изгнали бюрократов и охранников, управлявших лагерем, однако в конце концов стали пали под ударом армии. Мятежники из Кенгира, о которых на Западе практически ничего не знали до появления книги Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", достойны памяти и должны быть прославлены за их смелость, находчивость и сплоченность, сравнимые со смелостью и сплоченностью защитников крепости Масада.
Затем должен наступить черед историй о депортации людей из Прибалтики и других стран Восточной Европы в Сибирь. "Собирайте вещи!" - кричит в фильме Вайды офицер НКВД, пришедший арестовывать женщину и ребенка, чье единственной "преступление" заключалось в том, что они были членами семьи польского офицера - к этому моменту уже лежавшего мертвым в яме, вырытой в лесу неподалеку от Смоленска. Поспешные сборы посередине ночи с последующей перевозкой в Сибирь в вагонах для скота в июньские дни 1941 года стали участью десятков тысяч человек на оккупированных советскими войсками территориях Восточной Европы. Те немногие из них, кому удалось вернуться домой, стали не героями, а освобожденными преступниками, живущими на задворках советского общества.
Третьими должны стать "лесные братья" из Прибалтики и Западной Украины, а также польская "Армия Крайова". Они вели обреченную на поражение борьбу с советскими оккупантами, которая в отдельных случаях длилась до конца 1950-х годов. Последний эстонский партизан, Аугуст Саббе, продержался до 1978 года. В конце 1940-х годов они были преданы предателями из британской разведки МИ-6, и по сравнению с их судьбой приключения Рэмбо в Индокитае выглядят диснеевской сказочкой.
Возможно, самой захватывающей является история Витольда Пилецкого (Witold Pilecki), польского офицера-разведчика, который специально попал в концлагерь "Освенцим", чтобы выяснить, что там происходит. Когда он сбежал оттуда и сообщил союзникам о том, что он там видел, они сказали ему, что он преувеличивает. После войны он был схвачен коммунистами и казнен в 1948 году.
Если сценаристы возьмутся за дело, восприятие истории Западом - пусть и с опозданием - обретет некоторый баланс. Но не забудьте прихватить побольше носовых платков.
___________________________________________________________
'Катынь' ("Trybuna", Польша)
Память о Катыни - это предостережение ("Fakt", Польша)