Долгое время политическая Москва и весь мир гадали, каким образом президент Владимир Путин собирается сохранить за собой власть в государстве после вынужденного ухода со своего поста весной 2008 г. Ясно было лишь одно: конституция запрещает Путину баллотироваться еще раз в президенты. Но ясно было также, что президент не готов выпустить из своих рук руководство государством и ретироваться в свою личную жизнь.
И вот вчера глава Кремля намекнул, как он намерен обеспечить себе власть. Он собирается получить место в Думе, чтобы затем его избрали премьер-министром.
Этот план, во-первых, полностью противоречит иерархии власти, предусмотренной российской конституцией. Тут же возникает вопрос, кто же тогда будет иметь решающее слово - вновь избранный президент или его энергичный предшественник, возглавивший правительство.
Конституция отводит президенту большую полноту власти, а премьеру - роль исполнителя. Однако просто немыслимо, чтобы такой властный человек, как Путин, смог бы признать над собой сильного начальника. Поэтому возможно, что премьер-министр Путин на практике будет просто игнорировать положения конституции. А это не согласуется с таким пониманием демократии, как верховенство институтов над личностями.
Однако сделка, которую Путин, видимо, заключил со своими приближенными, таит в себе большие риски. Она основывается на том, что все ее участники будут придерживаться договоренностей и что у марионеточного президента, которого выберет своим преемником Путин, вдруг неожиданно не возникнет идея самому стать главным человеком в государстве. А если марионетка оживет, то ситуация в Москве может стать не только нестабильной, но также и опасной.
_____________________________________________
Путинская конструкция ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Игра Путина ("The New York Times", США)
Маневр, обещающий стабильность, но не процветание ("The Times", Великобритания)
Путина на царство? ("The Times", Великобритания)