Такого не ожидал никто, ну кроме, конечно, самого Владимира Владимировича и кремлевских политтехнологов. Очевидно, что решение президента РФ возглавить список кандидатов в депутаты Госдумы РФ от 'Единой России' не было экспромтом. Это хорошо продуманный ход.
Не менее года все эксперты - и в России, и за ее пределами - сочиняли разные варианты, чем будет заниматься Путин после окончания своих президентских полномочий. Одни утверждали, что экс-президент возглавит госмонополию - например, 'Транснефть' - и на этой должности просидит до следующих выборов, когда наверняка снова станет президентом. Другие прочили ВВП в председатели Конституционного суда - согласно властной иерархии в России, тот является третьим по значимости человеком в государстве (после президента и премьера). Ближе к истине были те, кто предрекал ВВП премьерскую карьеру.
Как известно, на съезде 'Единой России' в понедельник Путин допустил, что мог бы стать главой правительства, 'если президентом будет порядочный человек'. Но что такое премьер в стране, где и по конституции, и по традиции все определяет президент?! Понимая это, ВВП и придумал простой, но в то же время гениальный ход. Возглавив самую популярную партию, которая однозначно ассоциируется с президентом, с реализуемой им политикой, Путин как бы перенес центр власти из Кремля в Дом правительства и в Госдуму. Или, точнее, создал второй центр власти.
Теперь не трудно предположить, что 'Единая Россия' наберет не 40-55% голосов избирателей, как прогнозировали социологи, а не менее 70%! В этой ситуации в Думу может не попасть даже еще одна партия, ориентирующаяся на ВВП, - 'Справедливая Россия'. Не исключено, что нижняя палата парламента будет состоять из трех партий: 'Единая Россия' (имеющая конституционное большинство, или, если хотите, блокирующий пакет голосов), КПРФ и ЛДПР.
После того как 'Единороссы' под руководством Путина отпразднуют триумфальную победу на думских выборах, ВВП уже сможет назвать своего претендента (или, как сейчас модно говорить, преемника) в президенты РФ. И уже неважно, кто им будет - Сергей Иванов, Дмитрий Медведев, Виктор Зубков или Владимир Якунин. Все равно будет очевидно, что Путин не превратится в 'хромую утку' до выборов и после выборов фактически останется у руля государства российского. При этом ему для сохранения власти не нужно будет проводить конституционную реформу, то есть делать из президентского государства парламентскую республику. Формально президент останется главой государства с широкими полномочиями, но все рычаги управления страной будут сосредоточены в правительстве, руководимом Путиным.
Путин будет параллельно еще и контролировать Госдуму. А через четыре года ВВП сможет, если захочет, снова баллотироваться в президенты. При такой новой схеме управления страной уже кажутся совершенно фантастическими слухи о том, что якобы новый президент будет править страной всего несколько месяцев, после чего подаст в отставку по состоянию здоровья, и Путин вернется в президентское кресло путем внеочередных выборов. Теперь в такой комбинации нет никакой необходимости.
Что бы там ни говорили 'друзья' России о якобы авторитаризме в этой стране, для Латвии подобная властная вертикаль и предложенная Путиным схема управления страной очень выгодна. Мы как соседи и дальше будем иметь в лице РФ предсказуемую страну с предсказуемой, четкой внешней политикой. Самое же главное - не произойдет никаких резких потрясений во власти, и, значит, нам не нужно будет после выборов начинать латвийско-российские отношения с белого листа. Путин же в роли премьера позволит нам еще быстрее продвинуться в области развития экономического сотрудничества с восточным соседом. Ведь именно исполнительная власть и решает все практические проблемы в двухсторонних отношениях.
Будем, конечно, надеяться, что до думских и президентских выборов в РФ наши политики не испортят тот позитивный фон, который образовался в отношениях двух стран. А там, возможно, и приедет к нам Владимир Владимирович с визитом - не зря об этом так много и не раз говорилось...
______________________________________________
Осень президента Путина ("Час", Латвия)
А теперь следующий фокус: я превращаюсь. . . в премьер-министра ("The Times", Великобритания)